ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

Обучение метанию ручных осколочных гранат
                                                                   



                                     



                                              



                                     



                                               Подготовка гранаты к метанию



                           



         Одним из основных разделов огневой подготов­ки является обучение военнослужащих метанию ручных осколочных гранат из разных положений по различным целям. Ведение боевых действий на начальных этапах первой и второй Чеченских кампаний выявило ряд существенных недостатков в подготовке военнослужащих ВС РФ по данному вопро­су.

         В обучении метанию ручных гранат можно выделить три последовательных наиболее важных этапа, к которым отно­сятся:

                   изучение материальной части гранаты и ее боевых свойств
                   изучение требований безопасности и правил обраще­ния с гранатой;       
                  изучение правил и освоение приемов метания гранат из разных положений и по различным целям.




         Первоначальные сведения о материальной части гра­наты и ее боевых свойствах военнослужащие должны получить на занятии по тактической под­готовке в составе части по ознакомле­нию с образцами вооружения и воен­ной техникой, состоящими на вооружении воинской части. На этом заня­тии обучаемые знакомятся, в том чис­ле, с макетами ручных осколочных гра­нат, с приемами и правилами их мета­ния на дальность и меткость из различ­ных положений и, наконец, с их бое­выми свойствами: масса гранаты и бо­евого заряда, дальность броска, ради­ус убойного действия осколков. В ходе этого занятия руководитель показывает образцы ручных гранат и сообщает их название, назначение, боевые свойства и порядок применения.

         При изучении военнослужащими требований безопасности и правил обращения с грана­тами руководителю занятия необходимо уделить наиболь­шее внимание обучению подчиненных заряжанию и разряжанию ручных гранат.

         Руководитель в начале занятия, используя макет грана­ты в разрезе, проверяет знание обучаемыми общего устрой­ства гранаты. Затем он объясняет, что заряжание боевых гранат производится под наблюдением командира непосред­ственно перед метанием по команде «Подготовить гранаты». По этой команде обучаемый заряжает гранату, то есть ввин­чивает запал в гранату.

         Показывая прием заряжания гранаты, руководитель за­нятия попутно объясняет, что перед заряжанием гранаты необходимо осмотреть гранату и запал. Если запал свобод­но не ввинчивается, то никаких усилий применять не следу­ет, так как это может привести к несчастному случаю. Непол­ностью ввинченный запал необходимо вывинтить из гранаты, протереть его трубку и снова попытаться ввинтить в гранату. Если и после этого запал свободно не ввинчивается, то необходимо доложить руководителю занятия и по его команде присоединить к гранате другой запал. Далее руководитель занятия поясняет и показывает, что заряженная граната укла­дывается при метании стоя с места и на ходу — в гранатную сумку, при метании из окопа или другого укрытия — в нишу, на берму и т.д.
 

 


                                     



                                              



                                     



                                               Схема участка местности для подготовки к метанию ручных гранат стоя с места



                          



         После этого необходимо выдать каждому обучаемому учебную гранату и учебный запал. Заряжание гранаты долж­но начинаться с осмотра гранаты и запала. При этом обраща­ется внимание на то, нет ли на корпусе гранаты и на запале глубоких вмятин и трещин, чиста ли трубка гранаты, не разведены ли концы предохранительной чеки. Неисправные гра­наты метать нельзя.

 



         Закончив осмотр гранаты, обучаемые поочередно докла­дывают руководителю занятия о результатах осмотра. Обу­чение заряжанию гранаты следует проводить по элементам (по разделениям), например:

 



     
  •      
  •  
  •                    по счету «делай — раз» — взять гранату в левую руку трубкой для запала кверху, а правой рукой вывинтить проб­ку (снять колпачок);


  •                    по счету «делай — два» — правой рукой взять запал за трубку ударного механизма и осторожно ввинтить запал в трубку гранаты до отказа. После счета «делай — два» руководитель занятия проверяет правильность заряжания грана­ты каждым обучаемым и исправляет их ошибки



  •                    по счету «делай — три» — уложить гранату в гранат­ную сумку



  •  


         Убедившись в том, что все обучаемые правильно заряди­ли и уложили гранаты в гранатные сумки, руководитель заня­тия также по элементам обучает разряжанию гранаты. Проде­лав несколько раз заряжание и разряжание гранаты по эле­ментам, обучаемые выполняют приемы в целом. Руководи­тель занятия при этом контролирует действия обучаемых и сразу же исправляет допущенные ими ошибки. На первом занятии руководитель занятия может приказать обучаемым поочередно выполнить заряжание (разряжание) гранаты, со­провождая свои действия кратким пояснением.

         Обучение приемам и правилам метания гранат долж­но начинаться с образцового показа руководителем занятия порядка выполнения приема в целом, затем показа, объясне­ния и разучивания этого приема в медленном темпе по эле­ментам. При этом необходимо соблюдать следующую после­довательность. Сначала научить метать гранаты на дальность и меткость из наиболее удобного положения — стоя с ме­ста. После этого отработать приемы метания гранат на даль­ность из положения с колена, лежа, на ходу, из-за различных укрытий (из окопа, из-за угла здания и т.д.) и с боевой маши­ны. Приему метания ручных гранат на ходу должно уделяться наибольшее внимание, так как этот прием наиболее сложный и часто применяется в бою.

         После усвоения обучаемыми отдельных элементов про­изводится объединение элементов в группы, а затем выпол­нение приема в целом, сначала медленно, а затем в ограни­ченное время.

         Для обучения метанию ручных гранат из положе­ния стоя с места необходимо заранее подготовить участок местности или учебное место. При этом необходимо флажками (колышками) обозначить полосу шириной 10 м, по се­редине которой на удалении 20 и 40 м от места для метания гранат установить мишени № 8. Колышки, обозначающие по­лосу, целесообразно выставлять: белые — через каждые 5 м, красные — через каждые 10 м. Вокруг мишени, выставленной в 20 м, проводятся три круга диаметром 1, 2 и 3 м. В трех ме­трах от исходного положения на двух стойках на высоте 3 м натянуть веревку.

         Прибыв с обучаемыми на данное учебное место и прове­рив знание ими правил обращения с ручными осколочными гранатами, руководитель занятия становится в 5 – 6 м впере­ди обучаемых, чтобы они видели его сбоку, и образцово по­казывает прием метания гранаты из положения стоя с места на дальность (желательно не ближе 40 м) и меткость (жела­тельно, чтобы граната упала не далее 2—3 м от цели).

         После этого руководитель занятия, повторяя показ, дол­жен пояснить, что разучивание приема метания гранаты из положения стоя с места будет проводиться по разделени­ям в следующем порядке       

                   по счету «делай — раз» — встать лицом к цели, взять оружие (автомат, пулемет и т.д.) в левую руку за ствольную на­кладку, достать гранату из сумки правой рукой, прочно прижимая пальцами спусковой рычаг запала к корпусу гранаты
                   по счету «делай — два» — пальцами левой руки выпря­мить (свести вместе) концы предохранительной чеки и, взяв­шись за кольцо указательным или средним пальцем, резко выдернуть чеку;      

                   по счету «делай — три» — сделать правой ногой широ­кий шаг назад (или левой — вперед), сгибая ее в колене и од­новременно поворачивая корпус вправо
                   по счету «делай — четыре» — правой рукой произве­сти замах по дуге назад и вниз
                   по счету «делай — пять» — энергично выпрямляя пра­вую ногу и поворачиваясь правым плечом к цели, перенести тяжесть тела с правой ноги на ле­вую и бросить гранату в направле­нии цели, а руку с оружием энергич­но подать назад.

         После этого руководителю заня­тия необходимо разомкнуть обучае­мых на б—8 шагов и дать им возмож­ность самостоятельно опробовать выполнение показанного приема метания гранаты. Как только грана­ты будут подготовлены к следующе­му броску, следует приступить к раз­учиванию приема по элементам, до­биваясь правильного их выполне­ния. При этом надо обратить внимание обучаемых на то, чтобы они по счету «делай — раз» креп­ко прижимали пальцами спусковой рычаг к корпусу грана­ты, а по счету «делай — пять» вкладывали в бросок гранаты силу мышц не только руки, но и всего тела и в момент выпу­ска гранаты из руки, который должен совпадать с постанов­кой правой ноги на землю и переносом тяжести на нее, про­изводили резкий рывок кистью. Бросок гранаты должен про­изводиться под углом, близким к 45°, что обеспечивает наибольшую дальность полета гранаты. Для выработки навыков в метании гранат под углом 45° руководитель занятия распо­лагает обучаемых в трех метрах от стоек с натянутой меж­ду ними веревкой и требует, чтобы обучаемые метали грана­ты через веревку.

        

        

 


                                     



                                              



                                     



                                               Метание ручной гранаты из положения стоя с места



                          



         В дальнейшем, объединяя элементы между собой, руко­водитель занятия добивается слитного выполнения прие­ма метания гранаты из положения стоя с места. После это­го можно перейти к поочередному метанию гранат. Это не только обеспечивает возможность руководителю занятия контролировать действия каждого обучаемого и наблюдать за местом падения гранаты, но и позволяет остальным обу­чаемым следить за правильностью выполнения приема ме­тания гранаты. Обучаемые при этом метают гранату по цели (мишень № 8) уже на определенную дальность и меткость. Попадание гранатой в мишень или круг радиусом 1 м оцени­вается «отлично», в круг радиусом 2 м — «хорошо» и в круг радиусом 3 м — «удовлетворительно».

 



         На последующих занятиях обучение метанию гранат из положения стоя с места на дальность и меткость про­должается по цели, последовательно выставляемой на расстояниях 25, 30, 35, 40 и 45 м. Если тот или иной обучаемый не достигает положительных результатов в метании гранаты на увеличенную дальность, руководитель занятия предостав­ляет ему возможность прочнее закрепить навыки в метании гранаты на меньшую дальность. Если не хватает силы, чтобы бросить гранату до цели, то необходимо бросок совершить с небольшого разбега. Отработка приема метания гранаты из положения стоя заканчивается выполнением упражнения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и тан­ков Сухопутных войск — 2007.
         Обучение метанию ручных гранат из положения с коле­на, лежа, на ходу, из-за укрытия, а также ночью по различным целям проводится в последовательности, изложенной ранее. Эти приемы становятся наиболее актуальными при ведении боя в городе (населенном пункте) и, как по­казал опыт ведения боевых действий в Че­ченской Республике, являются слабым ме­стом в боевой подготовке войск, на что ко­мандирам всех степеней следует обратить самое пристальное внимание.

         Прием метания гранаты из положе­ния с колена целесообразно разде­лять на такие элеме

 

  •                    по счету «делай — раз» — принять по­ложение для стрельбы из автомата (пуле­мета, гранатомета) с колена, взять оружие в левую руку; правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
  •         

  •                    по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижи­мая спусковой рычаг к гранате;
  •         

  •                    по счету «делай — три» — припод­няться и одновременно с этим произвести замах рукой с гранатой, отклоняя корпус на­зад, поворачивая его вправо и сгибая ногу в колене (проделать это так, как и при мета­нии гранаты из положения стоя);
  •        
  •                    по счету «делай — четыре» — энер­гично выпрямляя правую ногу, резко повер­нуться влево и, наклоняясь вперед, метнуть гранату;
  •         
  •                    по счету «делай — пять» — принять положение для стрельбы с колена
 


         После того как обучаемые овладеют приемом метания гранат из положения с колена на открытой местности, следу­ет перейти к обучению метанию гранат из окопа, канавы, воронки, из-за большого камня, вначале в медленном, а затем в быстром темпе  


        
 


                                     



                                              



                                     



                                               Метание ручных гранат из положения лежа



                           
 



         Прием метания ручных гранат из положения лежа разучивается по следующим элементам:

 



     
  •         


  •                    по счету «делай — раз» — принять положение для стрельбы лежа, положить оружие справа впереди и правой рукой достать гранату из гранатной сумки;



  •  
  •         


  •                    по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть пре­дохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;



  •  
  •         


  •                    по счету «делай — три» — опереться руками о землю под грудью, оттолкнуться от земли, отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и на ступню правой ноги, од­новременно сделать замах рукой с гранатой, отклоняя кор­пус назад и поворачивая его вправо;



  •  
  •         


  •                    по счету «делай — четыре» — поворачиваясь грудью к цели и падая вперед, метнуть гранату;



  •  
  •         


  •                    по счету «делай — пять» — прижаться грудью и лицом к земле, чтобы избежать поражения осколками; после раз­рыва гранаты (через 3 — 4 сек) взять оружие и изготовиться к стрельбе.




  •  
  •          Прием метания ручных гранат на ходу разучивает­ся сначала на ходу с короткой остановки, затем на ходу без остановки.

  •  

         Для проведения занятий подготавливается участок мест­ности, на котором отрывается окоп шириной 1 м и длиной 5 м; на удалении 25, 30, 35, 40 м от окопа обозначаются ру­бежи, с которых производится метание гранат; на удалении 50 — 60 м обозначается исходное положение.



         Разучивание приема метания ручных гранат на ходу с ко­роткой остановки целесообразно проводить по та­ким элеме

 

  •                    по счету «делай — раз» — продолжая движение, взять оружие в левую руку, правой рукой достать гранату из гра­натной сумки;
  •         
  •                    по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть пре­дохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
  •        

  •                    по счету «делай — три» (подается под левую ногу) — сделать короткую остановку на шаге правой ноги, одно­временно сделать замах рукой с гранатой, поворот корпуса вправо и сгибание правой ноги в колене;
  •         

  •                    по счету «делай — четыре» — сделать шаг левой но­гой, резко выпрямляя правую ногу и энергично поворачива­ясь грудью к цели, метнуть гранату;
  •         

  •                    по счету «делай — пять» — продолжить движение. Разучивание приема метания гранаты на ходу без остановки производится по тем же элементам, что и с ко­роткой остановки.


         При этом действия по счету «делай — три» и «делай — четыре» объединяются в один элемент. Останов­ка на шаге правой ногой не делается. По счету «делай — три», используя скорость движения и вкладывая в бросок после­довательно силу ног, корпуса и руки, с ходу метнуть гранату.

         Обучение метанию ручных гранат на ходу вначале проводится при мед­ленном движении обучаемых, затем скорость движения постепенно увели­чивается.

         Для обучения метанию руч­ных гранат из-за укрытий подго­тавливаются соответствующие укры­тия и на различных расстояниях от них устанавливаются цели.

         При обучении прием метания гра­нат из траншеи (окопа) можно разде­лить на такие элементы         

                   по счету «делай — раз» — поло­жить оружие на бруствер и взять гра­нату в правую руку;       

                   по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку;       

                   по счету «делай — три» — отставить назад правую ногу, перенося на нее тяжесть тела и слегка сгибая обе тоги, произвести замах рукой с гранатой;      

                   по счету «делай — четыре» — резко выпрямляясь и пе­ренося тяжесть тела на левую ногу, метнуть гранату в цель.

         При большой глубине траншеи (окопа) необходимо в пе­редней стенке траншеи сделать углубление и по счету «де­лай — три» поставить левую ногу в углубление, левой рукой взяться за берму траншеи и, оттолкнувшись правой ногой, упереться ею в заднюю стенку траншеи.

         Обучение метанию ручных гранат ночью следует на­чинать после того, как обучаемые хорошо усвоят приемы метания гранаты днем. При этом вначале отрабатываются приемы метания по освещенным целям, затем по силуэтам целей и по неосвещенным целям.

         Методика обучения и правила метания ручных гранат по освещенным целям и по силуэтам целей такие же, как и днем. При метании гранаты по целям, освещенным на короткое время, необходимо запомнить положение цели в мо­мент очередного освещения и бросить гранату в намечен­ное место. Метание гранат в неосвещенные цели производится в сторону шума (звука), производимого целью.

         При обучении метанию ручных гранат по верти­кальным целям (окнам и дверям зданий) необходимо учи­тывать, что поражение цели достигается только при пря­мом попадании гранаты в намеченное место. При рас­положении цели на значительном расстоянии необходи­мо «прицеливаться» в верхний край цели, так как грана­та летит по кривой линии, постепенно снижаясь. По ам­бразурам оборонительных сооружений и окнам подва­лов гранату выгоднее метать через сторону под малым углом к поверхности земли.

         Подводя итог вышесказанному,  хочет­ся отметить, что только высокая воинская дисциплина, твер­дые знания материальной части гранат и неукоснительное соблюдение требований безопасности всеми категориями военнослужащих при проведении занятий по метанию руч­ных осколочных гранат приводит к высоким результатам
 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта