ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

                       


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
И ИНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА


 


 


 


 
1. ВВЕДЕНИЕ 

Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений (далее – ОУ). Инструкция подготовлена на основе федерального законодательства, требований законодательства Новосибирской области, нормативной правовой базы заинтересованных ведомств, а также накопленного практического опыта.


Типовая инструкция предназначена для использования руководителями ОУ всех типов (ВУЗы, СУЗы, школы, учреждения дополнительного и дошкольного образования) в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.


Типовая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты ОУ, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.


Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.


2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


2.1. Общие положения.


2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты ОУ несет его руководитель.


2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану ОУ.


2.1.3. Под охраной ОУ подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.


2.1.4. Охрана ОУ может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП) (далее – наряд охраны), штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств (ТСО) посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.


2.1.5. В ОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.



2.1.6. Для несения службы по охране ОУ подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.


2.1.7. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией ОУ о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны ОУ и правилах использования ТСО.


2.1.8. Руководитель ОУ обязан:


- организовать охрану ОУ и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнения сторонами обязанностей по договору;


- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны ОУ с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование ОУ ТСО;


- организовать разработку планов обеспечения безопасности ОУ (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);


- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;


- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;


- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;


- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, персонала ОУ, обучающихся и воспитанников, действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;


- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур и персоналом ОУ для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.


2.1.9. Обязанности сотрудника охраны ОУ (далее – охранник) определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному режиму, планом охраны ОУ, разрабатываемых администрацией ОУ с учетом Типовой инструкции.


В них сотруднику охраны определяются:


- место несения службы;


- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;


- порядок приема и сдачи поста, его особенности;


- список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;


- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала ОУ;


- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками ОУ;


- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений ОУ, выведенных на пульт;


- порядок проверки исправности ТСО и связи;


- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения ОУ;


- порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала ОУ;


- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;


- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;


- порядок действий при проведении в ОУ массовых мероприятий;


- время и место приема пищи.


2.1.10. Наряд охраны ОУ непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда).


2.1.11. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь:


- телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;


- список телефонов дежурных служб территориальных подразделений ФСБ, МВД, МЧС, аварийно-спасательных служб, администрации образовательного учреждения;


- должностную инструкцию сотрудника охраны ОУ;


- инструкцию по пропускному режиму;


- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала ОУ в чрезвычайных ситуациях;


- правила пользования техническими средствами охраны и тревожной сигнализации;


- журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»;


- журнал регистрации посетителей;


- журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;


- журнал приема и сдачи дежурства;


- другие необходимые документы по усмотрению руководителя ОУ (журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану, графики дежурств ответственных лиц в праздничные и выходные дни и т.п.).


В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.


2.2. Организация службы по охране объектов.


2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:


- пропускной режим, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией, правоохранительными органами;


- охрану ОУ или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, учащихся и посетителей, охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;


- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;


- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;


- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.


2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны и имеют специальные отличительные знаки (бейджики, нашивки на форменной одежде и т.п.). Для выполнения служебных обязанностей охранники могут экипироваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта.


Использование оружия для охраны ОУ не допускается.


2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда (охранников) перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители ОУ, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.


2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране ОУ осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями ОУ в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.


2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:


- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;


- проверять организацию службы охраны ОУ и исправность ТСО;


- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной ОУ;


- давать письменные предложения о временном усилении охраны ОУ или его отдельных помещений (подразделений) в пределах установленной штатной численности личного состава.


Результаты проверки организации охраны ОУ, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.


2.2.6. Органами исполнительной власти субъекта Федерации (постоянно действующей рабочей группой антитеррористической комиссии области), в соответствии с планами-заданиями периодически проводится изучение состояния защищенности ОУ с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.


                                                                                2.3. Обязанности сотрудника охраны образовательного учреждения.


 
2.3.1. В компетенцию охранника входит: 


- контроль за соблюдением пропускного режима учащимися, персоналом и посетителями ОУ, а также въездом на территорию учреждения и парковкой автотранспорта, проверка, в необходимых случаях, документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект;


- непосредственное осуществление мер по недопущению проноса в ОУ оружия, боеприпасов, взрывчатых и других опасных веществ;


- принятие мер к пресечению правонарушений и задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;


- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста;


- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на пункте охраны;


- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику (руководителю ОУ), а при необходимости в орган внутренних дел, пожарную охрану;


- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва.


2.3.2. Обязанности охранника определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному режиму в образовательном учреждении, другими распорядительными документами, разрабатываемыми администрацией ОУ.


Охранник обязан:


- перед заступлением на пост осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и от­сутствие повреждений на окнах, дверях;


- проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства.


- доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному ЧОП, дежурному администратору, руководителю образовательного учреждения;


- осуществлять пропускной режим в образовательном учреждении в соответствии с инструкцией по пропускному режиму в ОУ;


- обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории ОУ и прилегающей местности;


- выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию ОУ с целью совершения противоправных действий в отношении учащихся (воспитанников), педагогического и технического персонала, имущества и оборудования ОУ и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;


- производить обход территории ОУ согласно установленному графику обходов, но не реже чем 3 раза в день: перед началом учебного процесса, во время пересмены и после окончания занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале «Об оперативной обстановке и принятых мерах».


При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.


- при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать милицию и действовать согласно служебной инструкции;


- в случае прибытия лиц для проверки несения службы, охранник, убедившись, что они имеют на это право, допускает их на объект и отвечает на поставленные вопросы.


2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории ОУ террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:


а) при приеме (сдаче) дежурства: 


- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу);


- ознакомиться с имеющимися инструкциями;


- уточнить систему экстренного вызова милиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;


- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;


- с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.


б) во время дежурства:


- осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;


- обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию ОУ на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией ОУ. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;


- контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от ОУ. В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть милиции и руководству ОУ;


- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории ОУ согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя ОУ или ответственное должностное лицо;


- вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории ОУ – кому доложено; выявленные в течение срока несения службы нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов ОУ – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В этом журнале могут делаться отметки о приеме и сдаче дежурства.


Кроме того, во время дежурства сотрудники охраны совместно с представителями администрации ОУ осуществляют:


- контроль обстановки в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях;


- инструктаж работников ОУ о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов;


- содействие правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории ОУ.


2.3.4. Сотрудник охраны должен знать:


- должностную инструкцию; 


- руководящие документы, определяющие организацию охраны и пропускного режима в ОУ, режим работы его персонала, порядок действий при чрезвычайных ситуациях;


- особенности охраняемого образовательного учреждения и прилегающей к нему территории;


- места расположения средств охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи и пожаротушения, правила их использования и обслуживания;


- порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего рас­порядка образовательного учреждения, правила осмотра ручной клади и автотранспорта;


- образцы пропусков и подписей должностных лиц, имеющих право давать разрешение на проход в ОУ.


2.3.5. Охранник имеет право:


- требовать от учащихся, персонала ОУ и посетителей соблюдения пропускного режима и правил внутреннего распорядка;


- пресекать попытки нарушения пропускного режима и правил внутреннего распорядка;


- требовать немедленного устранения выявленных недостатков в обеспечении охраны и инженерно-технической укрепленности ОУ;


- для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим образовательному учреждению;


- принимать меры по задержанию нарушителей и сообщить о правонарушениях в правоохранительные органы.


2.3.6. Сотруднику охраны запрещается:


- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда (руководителя ОУ) и продолжать нести службу до прибытия замены;


- допускать в ОУ посторонних лиц с нарушением установленных правил;


- принимать от любых лиц какие-либо предметы;


- передавать или предъявлять кому бы то ни было табельные спецсредства, за исключением прямых начальников;


- самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения ОУ;


- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;


- хранить и употреблять на рабочем месте спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические и психотропные и токсические средства.


2.3.7. При нападении на ОУ наряд охраны (охранник), работники данного ОУ или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.


После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (охранник) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к ОУ. По прибытии наряда милиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.


Персонал ОУ по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют в соответствии с инструкцией на случай чрезвычайных ситуаций.


 
3. РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

 
В целях организации надежной антитеррористической защиты ОУ рекомендуется иметь следующие документы:


- положение об организации охраны и защиты ОУ (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ);


- инструкцию по пропускному режиму в образовательном учреждении (утверждается руководителем ОУ, подписывается ответственным лицом ОУ за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуется с руководителем подразделения охраны);



- инструкцию (памятку) по действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОУ при угрозе террористического акта и в иных чрезвычайных ситуациях;


- должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем ОУ, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуются с руководством подразделения охраны);


- противодиверсионный (антитеррористический) паспорт ОУ (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуется  с оперативным штабом УФСБ  субъекта Федерации, в других муниципальных образованиях с территориальными органами УФСБ или ГУВД);


- план обеспечения антитеррористической безопасности ОУ на текущий период (утверждается руководителем ОУ, как правило, перед началом нового учебного года, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ);


- план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, экзаменов и т.п.);


- перспективный план оборудования ОУ инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем ОУ, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ);


- функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ (подписываются руководителем учреждения).
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта