ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 626

Действия при типовых ситуациях.

Обучение руководителя, лица, ответственного за безопасность, сотрудников образовательного учреждения действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррористические учения учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения.

 

 

Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения сотрудников образовательного учреждения с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер по борьбе с терроризмом.

 

 

По мнению специалистов, в настоящее время зачастую единственным методом, позволяющим имитировать и разыгрывать на любом объекте различные нештатные ситуации, когда их нельзя реализовать в действительности или когда их реализация связана с большими временными, финансовыми и другими затратами, являются компьютерные игры-учения.

 

 

Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий - поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Беспечность и кампанейщина в этом вопросе недопустимы. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе, плановые занятия по подразделениям, внутренние учения для всего персонала и т.д.

 

 

Для детального анализа и конкретизации инструктивно- методических рекомендаций целесообразно выделять восемь типовых ситуаций:

 

 

  • обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными социально-политическими и экономическими процессами в стране, продолжающимися военными конфликтами, высказываниями террористами угроз в СМИ;


  •  
  • обнаружение учащимися, воспитанниками, сотрудниками образовательных учреждений предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья  или существенный материальный ущерб объекту;


  •  
  • обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);


  •  
  • совершение террористической акции (или диверсии) способом взрыва, повлекшей за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа;


  •  
  • получение руководителем, сотрудниками образовательного учреждения конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;


  •  
  • совершение террористической акции путем захвата и удержания заложников на территории или в помещениях образовательного учреждения;


  •  
  • взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;


  •  
  • восстановление нормального режима работы образовательного учреждения, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших террористическому или диверсионному проявлению и возникновению чрезвычайной ситуации


  •  

Взрывные устройства, используемые террористами, способы их доставки к месту проведения теракта.

 

 

 

Главным демаскирующим признаком террориста-смертника является наличие при нем взрывного устройства. Такое устройство крепится, как правило, на теле боевика (подозрительные выпуклости в районе пояса), но может использоваться и в качестве носимого объекта, замаскированного под бытовой предмет, детскую коляску и тому подобное.

 

 

Характер и мощность используемого в терактах ВУ во многом определяется способом его доставки к объекту. Одним из наиболее простых и широко распространенных является ВУ, переносимое в чемоданах, тюках, пакетах и т.п. В дополнение к взрывчатому веществу (далее - ВВ) для создания большого поражающего воздействия оно обычно начиняется гвоздями, болтами, стальными шариками. Детонатор ВУ находится в складках одежды или кармане брюк террориста, далее через отверстие в одежде провода тянутся к самому ВУ.

 

 

Другим распространенным методом размещения ВУ является применение жилета или поддерживаемого накладными лямками пояса с большим количеством карманов с брикетами ВВ. Имеются два выключателя - один для постановки ВУ на боевой взвод, другой - для приведения его в действие (размещается в кармане брюк). Пояс может использоваться и для самоуничтожения террориста при опасности его захвата правоохранительными органами.

 

 

Так как обыскивают человека обычно в районе живота, боков и нижней части туловища, появились пояса, носимые на груди. Наиболее совершенные пояса и жилеты имеют минимальное количество металлических элементов, что создает трудности для выявления их с помощью технических средств. Чем сложнее оборудование, тем больше вероятность его отказа, поэтому предпочтение отдается наиболее простым элементам.

 

 

В настоящее время нательные пояса с ВУ стали меньше по размерам, в них начали использовать взрывчатое вещество, которое не обнаруживается приборами досмотра. Появились электронные взрыватели, соединенные с датчиками кровяного давления и пульса: они приведут ВУ в действие, если террорист будет ранен и не сможет сам его применить. Подобными взрывателями оснащают и террористов с машинами, начиненными взрывчаткой.

 

 

Ужесточение форм визуального и технического контроля привело к принципиально новому способу транспортировки ВУ смертником - проглатыванию контейнеров со взрывчаткой по типу контрабандной транспортировки наркотиков. Небольшие объемы размещаемой подобным образом ВВ тем не менее позволяют гарантированно разрушить любой современный авиалайнер, вызвать психологический шок и панику в местах массового скопления людей. Использование «живых бомб» подобного типа может быть первой, отвлекающей частью террористического акта, за которым следует подрыв традиционного ВУ  с высоким поражающим действием.

 

 

Наибольшее количество жертв и разрушений от акций смертников возникает в случае использования начиненных ВВ транспортных средств, в т.ч. грузовых и легковых автомашин, мотоциклов, велосипедов, вьючных животных (не исключено использование собак). Количество ВВ в этих случаях ограничивается только грузоподъемностью транспортного средства и его запасами у террористов.

 

 

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п., автотранспорт - угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.

 

 

Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:

 

 

  • наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.;

  • необычное размещение обнаруженного предмета;

  • шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);

  • установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной и т.д.


  •  

Обнаружение подозрительного предмета на территории образовательного учреждения  или вблизи него.

 

 

Если в образовательном учреждении или на его территории кем-либо обнаружена забытая или бесхозная вещь необходимо опросить учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке сотруднику охраны.

 

 

При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства охранник, сторож, вахтер или дежурный администратор обязаны немедленно доложить об этом руководителю объекта, а при его отсутствии на объекте дежурному органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю объекта.

 

 

Руководитель образовательного учреждения при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:

 

 

  • сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, территориального органа безопасности, начальнику отдела образования, в вышестоящий орган исполнительной власти края, (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами);

  • организовать эвакуацию учащихся, воспитанников, педагогических работников, используя маршруты, удаленные от места нахождения подозрительного предмета;

  • организовать силами подразделения охраны ограничение доступа посторонних лиц к взрывоопасному предмету;

  • обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов для обследования предмета и обезвреживания ВУ, оказывать необходимое содействие их деятельности

  •  

Сотрудник охраны при получении информации об угрозе взрыва до прибытия следственно-оперативной группы должен:

 

 

  • точно определить место нахождения подозрительного предмета;

  • опросом заявителя и очевидцев установить время обнаружения предмета, зафиксировать установочные данные лиц, обнаруживших находку, и обеспечить их присутствие к моменту прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов;

  • дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио- и электроаппаратурой, переговорными устройствами;

  • силами других сотрудников охраны или сотрудников образовательного учреждения обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него;

  • при необходимости организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций газа, воды и электричества;

  • не снижая уровень охраны объекта, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к предмету сотрудников и транспорта следственно-оперативной группы;

  • предоставить возможность специалистам оперативно-следственной группы побеседовать с заявителем и другими лицами, подходившими к подозрительному предмету;

  • усилить контроль за состоянием охраны всего объекта, т.к. возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иного рода в других местах на объекте.

  •  

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

 

 

  • не курить;

  • не пользоваться мобильными телефонами, электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;

  • не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;

  • не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;

  • место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив охрану;

  • оповестить окружение (сотрудников, членов семьи, других людей);

  • незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;

  • помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д;

  • не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице

  •  

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

 

 

  • граната РГД-5 – 50 м;

  • граната Ф-1 – 200 м;

  • тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

  • тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;

  • пивная банка 0,33 л – 60 м;

  • дипломат (кейс) – 230 м;

  • дорожный чемодан – 350 м;

  • а/машина класса "Жигули" – 460 м;

  • а/машина класса "Волга" – 580 м;

  • микроавтобус – 920 м;

  • грузовая машина (фургон) – 1240 м.

  •  

Получение сигнала об эвакуации.

 

 

 

Если учащиеся, воспитанники, сотрудники образовательного учреждения находятся на своих рабочих местах необходимо последовательно выполнить следующие действия:
 

 

 

  • без спешки, истерик и паники взять с собой личные вещи, документы, деньги, ценности, одежду;

  • закрыть окна, выключить оргтехнику, электроприборы, освещение;

  • взять с собой и при необходимости использовать индивидуальные средства защиты (противогаз, респиратор);

  • закрыть дверь на ключ, ключ оставить в замке;

  • покинуть помещение, двигаясь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;

  • отойти от здания и выполнять команды эвакуаторов;

  • возвращаться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.


  •  

Поступление угрозы по телефону.

 

 

Телефон является средством связи, которое часто используют как преступники (для передачи сообщений о заложенных бомбах, захвате людей и предъявлении политических или корыстных требований выкупа, о шантаже и других криминальных проявлениях), так и «телефонные хулиганы», высказывающие мнимые угрозы разного толка. Принимая анонимное телефонное сообщение о возможном совершении актов терроризма необходимо помнить, что такого рода звонки несут важную криминалистическую информацию, и поэтому необходимо в разговоре с анонимом запомнить и зафиксировать как можно больше сведений: зафиксировать дату, время и продолжительность анонимного звонка; место установки телефона, на который проследовал звонок, его номер, принадлежность конкретному подразделению и сотруднику.

 

 

При получении анонимного звонка необходимо предпринять попытку «завязать разговор» с анонимом и попытаться выяснить конкретные сведения о его личности, профессии, месте нахождения; и, если возможно, склонить к добровольному отказу от задуманной акции.

 

 

По окончании разговора с анонимом, не кладя трубку на телефонный аппарат, немедленно сообщить о случившемся руководителю службы безопасности (службы охраны) для принятия ими неотложных мер по предупреждению и локализации возможных тяжких последствий, а также розыску анонима.

 

 

По памяти составить подробное описание высказанных угроз или сообщенных сведений о предполагаемых актах терроризма, а также выдвинутых ультиматумах и других требованиях.

 

 

Все данные об обстоятельствах проявления, содержании угроз или сведений, изложенных анонимным абонентом, характеристике его голоса, речи, манере изложения угроз и требований сообщить руководителю службы безопасности (службы охраны) предприятия.

 

 

Во избежание распространения слухов и паники обсуждать полученную от анонима информацию с другими сотрудниками не рекомендуется.

 

 

При поступлении угрозы на телефонный аппарат с автоматическим определителем номера и звукозаписывающим устройством сразу после завершения разговора с анонимом извлечь кассету (мини-диск) с аудиозаписью и принять меры к ее сохранности. Незамедлительно установить на ее место новую кассету, т.к. возможен второй звонок злоумышленника.

 

 

 

Взрыв на территории объекта.

 

 

В случае совершения взрыва на территории образовательного учреждения или в его здании сотруднику охраны необходимо немедленно организовать и обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:
 

 

 

  • по списку экстренного вызова вызвать на объект пожарных, скорую помощь, спасателей, коммунальные службы (газ, электричество, тепло);


  •  
  • по списку экстренного оповещения сообщить о происшествии руководству (администрации) образовательного учреждения, в правоохранительные органы;


  •  
  • содействовать эвакуации персонала из очага взрыва, разрушенных или поврежденных взрывом помещений;


  •  
  • до прибытия службы скорой помощи оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь;


  •  
  • отключить подачу электроэнергии, газа, воды, тепла в поврежденные взрывом помещения;


  •  
  • обеспечить оцепление места взрыва и его изоляцию до прибытия компетентных органов силами других сотрудников охраны или персонала объекта;


  •  
  • при возникновении пожара принять меры к его тушению собственными силами и имеющимися противопожарными средствами.


  •  

Захват заложников.

 

 

При захвате учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения или его посетителей в заложники сотруднику охраны необходимо:
 

 

 

  • незамедлительно сообщить о чрезвычайном происшествии в правоохранительные органы и руководству объекта;

  • при возможности блокировать место происшествия, силами других сотрудников охраны;

  • повысить бдительность сотрудников охраны на всех постах. Перевести систему видео наблюдения объекта в режим записи;

  • не вступая в переговоры с террористами, по возможности выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

  • обеспечить эвакуацию персонала, оказавшихся вне места захвата заложников;

  • прекратить доступ на объект людей и проезд автотранспорта;

  • принять меры к беспрепятственному проходу и проезду на объект сотрудников правоохранительных органов;

  • по прибытии спецподразделений ФСБ России и МВД России предоставить им всю необходимую информацию: схемы объекта, поэтажные планы, расположение систем видео наблюдения, вентиляции, электроснабжения и др.;

  • в дальнейшем действовать в соответствии с распоряжениями руководителя контртеррористической операции.

  •  

Администрации образовательного учреждения необходимо:
 

  • незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;

  • не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;

  • по возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

  • не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

  • оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.

  •  

При обучении учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения следует обращать их внимание на следующие рекомендации специалистов.

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов и бандитов. При этом жизнь заложников становиться предметом торга: политического или корыстного.

 

 

В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата заложниками, необходимо:

 

 

  • постараться избежать попадания в их число. Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться;

  • спрятавшись, дождаться ухода террористов, при первой возможности покинуть убежище и удалиться.

  •  

 

Исключением являются ситуации, когда кто-либо из потенциальных заложников оказался в поле зрения террористов или при высокой вероятности встречи с ними.

Оказавшись в заложниках, следует придерживаться следующих правил

 

 

Необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе.

 

 

Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия.

 

 

Выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники.

 

 

Спрашивать разрешение у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет и др.

 

 

При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.

 

 

При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

 

 

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
 

 

 

  • лечь на пол  лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

  • ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

  • если есть возможность, необходимо держаться подальше от проёмов дверей и окон;

  • не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, т.к. в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

  • Необходимо постараться фиксировать в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Главное - не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать.

 

Демаскирующие признаки взрывных устройств в почтовых отправлениях.

 

 

При внешнем осмотре поступающих в канцелярию объекта писем и бандеролей необходимо обращать внимание на признаки возможного наличия внутри почтового отправления взрывного устройства или иного взрывоопасного объекта могут указывать:

 

 

  • кустарный (самодельный) способ изготовления упаковки почтового отправления: нестандартная коробка, пакет или конверт, непрофессиональный способ заклейки, использование бытовых липких или электроизоляционных лент, дополнительного клея;

  • необычно тяжелый вес и неравномерное заполнение внутренней полости почтового отправления;

  • наличие большого числа почтовых марок, необычные надписи («лично», «вскрывать здесь» и др.), исполнение надписей адреса отправителя и получателя печатными буквами или путем наклейки вырезанных букв газетного текста;

  • отсутствие обратного адреса отправителя или несовпадение с фактическим местом отправки по штемпелю почтового предприятия;

  • присутствие внутри почтового отправления металлических предметов, проводов, источников тока, которые могут являться элементами конструкции взрывного устройства;

  • наличие внутри почтового отправления сыпучих веществ, что обнаруживается при переворачивании объекта;

  • масляные и иные пятна на поверхности, указывающие на наличие внутри веществ с соответствующими свойствами; необычный запах, исходящий от почтового отправления;

  • разрывы упаковки и странные по своему назначению предметы (фольга, электрические коммутационные изделия и т.д.), выступающие в местах разрыва; а также наличие в разрывах частиц, напоминающих порох или иное взрывчатое вещество.


  •  

Угроза в письме.

 

 

Угрозы в письменной форме могут поступить как по почте, так и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на дискете и т.д.).

 

 

В этих случаях необходимо:

 

 

  • после получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно;

  • постараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

  • не мять документ, не делать на нем пометок;

  • по возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;

  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;

  • сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, - ничего не выбрасывать;

  • не расширять круг лиц, знакомых с содержанием документа.

  • Все это поможет правоохранительным органам при проведении последующих криминалистических исследований.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Девушки в Армии
полезные сайты
Все О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
МЧС РФ
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта