ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776



 


Пожарная безопасность образовательного учреждения

По данным Управления государственной противопожарной службы в 2011 году произошло 282 пожара по причине детской шалости с огнем, ущерб от которых составил 1 млн. 306 тысяч рублей. При пожарах 77 детей получили травмы и ожоги, 16 погибли. За 5 месяцев 2012 года произошло 47 пожаров по этой причине, 7 детей погибли, 29 травмировано. Возникновение девяти пожаров из десяти напрямую связано с человеческим фактором. При этом каждый второй пострадавший получил травму или увечье вследствие неподготовленности к действиям в экстремальных ситуациях.
 

Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, диктует необходимость повышения ответственности руководителей образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности [5].
 

В соответствии с Правилами пожарной безопасности (далее - Правила) руководитель образовательного учреждения обязан [5]:



1)         обеспечить выполнение  Правил  и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима, всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;



2)         организовать изучение Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских образовательных учреждений в соответствии с Положением о порядке обучения населения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области [4]. С учащимися IV-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома [3];



3)         организовать из числа учащихся ОУ дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных;



4)         обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников ОУ на случай возникновения пожара;



5)         практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);



6)         установить порядок осмотра и закрытия помещения и зданий по окончании занятий и работы ОУ;



7)         обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
 

В помощь руководителю образовательного учреждения по обеспечению пожарной безопасности предлагаем вариант плана работы школы (образовательного учреждения) по обеспечению пожарной безопасности на учебный год (таблица 1).
 

В соответствии с Положением о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области  [4] руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и (или) обучение мерам пожарной безопасности детских учреждений, школ и дошкольных организаций должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (12 часов). Обучение указанных лиц проводится на базе специализированных образовательных учреждений в области пожарной безопасности не позднее одного месяца после их назначения на должность. В последующем указанные лица проходят  проверку знаний в области пожарной безопасности не реже 1 раза в 3 года.


Таблица 1.



УТВЕРЖДАЮ:


  Директор школы №___


_____________ Ф.И.О.    

 

 

 

 

 

 

ПЛАН
работы школы (образовательного учреждения) по обеспечению пожарной безопасности
на 20__/20__ учебный год

 

№№



   

п/п

 

Планируемые

    мероприятия

 

Сроки



   

Проведения

 

Ответственный

    за выполнение

 

Примечание

 

1

2

3

4

5

Организационные

    мероприятия
 
 

1.

Подготовка

    школы к новому учебному году:

 



    - Проверка

    наличия и исправности (технического состояния)

    огнетушителей, внутренних пожарных систем.

 



    - Заблаговременная

    очистка чердаков, подвалов, складских помещений

    от ненужного инвентаря, строительного и иного

    мусора.

 



    - Проверка

    наличия замков, комплектов запасных ключей к

    основным и запасным выходам
До 1

    сентября
Зам

    директора по АХЧ
 

 



    При наличии в

    проекте
2 Проверка

    наличия и состояния на этажах планов эвакуации,

    трафаретных указателей места нахождения

    огнетушителей, телефонов.
До 1

    сентября
Зам

    директора по АХЧ

 



    Преподаватель-организатор ОБЖ
 
3 Обеспечение

    (расчистка) свободного подъезда к люку пожарных

    гидрантов во дворе школы
До 1

    сентября
Директор

    школы

 



    Зам. директора по АХЧ
 
4 Проверка

    наличия (обновления) инструкций по пожарной

    безопасности и наглядной агитации в кабинетах

    технического и обслуживающего труда, химии,

    физики, информатики
1 раз в полугодие Директор

    школы
 
5 Подписание

    актов в соответствии с нормативными документами

    по пожарной безопасности
По

    графику
Директор

    школы
 
Работа

    с постоянным составом
 
 
1 Включение

    в коллективный договор (соглашение) вопросов по

    пожарной безопасности (указать нормативно-правовые

    основания для включения этих вопросов)
  Директор

    школы

 



    Председатель профкома
 
2 Утверждение

    на общем собрании коллективного плана работы по

    пожарной безопасности на новый учебный год
  Директор

    школы
 
3 Обучение

    работников по программе пожарно-технического

    минимума [4]
В

    течение года
Директор

    школы
По плану

    УГПС
4 Проведение

    индивидуальных инструктажей с вновь принятыми

    учителями. Запись в журнале инструктажа.
Сентябрь Зам. директора по

    учебной работе


Преподаватель-организатор

    ОБЖ
 
5 Индивидуальные

    инструктажи с работниками школы при проведении

    массовых школьных мероприятий (новогодние

    вечера, утренники, дискотеки, выпускные вечера и

    т.п.)
В

    течение года
Директор школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

 
6 Проведение

    общешкольных тренировок по эвакуации из

    школьного здания при команде "Пожар"
Не реже 1

    раза в четверть
Зам.

    директора по учебной работе

 



    Преподаватель-организатор ОБЖ

 



    Классные руководители
 
Работа

    с учащимися
 
 
1 Изучение

    вопросов пожарной безопасности по программе

    курса ОБЖ (5-11 классы) и 1-4 классы на предметах,

    интегрированных с курсом ОБЖ
               В

    течение года
Преподаватель-организатор

    ОБЖ

 



    Учителя ОБЖ

 



    Учителя начальных классов
 
2 Инструктажи

    о правилах пожарной безопасности и поведению в

    случае возникновения пожара в кабинетах

    обслуживающего и технического труда, химии,

    физики, информатики
сентябрь Зам.

    директора по учебной работе


    Зав. кабинетами


    Учителя-предметники
 
3 Организация

    и проведение конкурсов рисунков, викторин по

    вопросам пожарной безопасности
  Зам. директора по

    воспитательной работе


Классные руководители
Совместно

    с УГПС
4 Участие

    в работе кружка "Юных пожарных", создание

    дружины юных пожарных.
    По

    инициативе УГПС
5 Отработка

    нормативов, практических навыков поведения при

    ЧС (пожарах) во время проведения школьного Дня

    защиты детей
По

    графику школы
Преподаватель-организатор

    ОБЖ
 
6 Посещение

    пожарно-технической выставки (г. Новосибирск, ул.

    Октябрьская, 86)
При

    изучении соответствующей темы в курсе ОБЖ,

    каникулярное время
Преподаватель-организатор

    ОБЖ
 

 

В соответствии с Положением о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области  [4] руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и (или) обучение мерам пожарной безопасности детских учреждений, школ и дошкольных организаций должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (12 часов). Обучение указанных лиц проводится на базе специализированных образовательных учреждений в области пожарной безопасности не позднее одного месяца после их назначения на должность. В последующем указанные лица проходят  проверку знаний в области пожарной безопасности не реже 1 раза в 3 года.
 

Обучение работников и персонала мерам пожарной безопасности в образовательных учреждениях осуществляют специалисты, имеющие специальное образование или прошедшие обучение на базе специализированного образовательного учреждения в области пожарной безопасности и аттестованные в установленном порядке.
 

Обучение мерам пожарной безопасности детей в детских дошкольных организациях проводится в виде тематических занятий (игровых и учебных) по специальным программам (методическим пособиям), согласованным с Государственной противопожарной службой [3].
 

Обучение мерам пожарной безопасности учащихся ОУ (в том числе негосударственных) осуществляется в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
 

Порядок, сроки и периодичность обучения мерам пожарной безопасности в объеме инструктажа устанавливается приказом директора ОУ. При этом инструктажи по пожарной безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) целесообразно организовывать и проводить применительно к организации и проведению инструктажей по охране труда [4].
 

С целью повышения  уровня компетентности преподавателей-организаторов ОБЖ в области пожарной безопасности специалистами Центра пропаганды и новых технологий  "Приант-Сервис" на основе Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области (типового тематического плана пожарно-технического минимума), программ для ОУ по курсу ОБЖ, требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности, утвержденного 14.04.2000 г. № 379 пед/сп)   разработан проект Программы обучения в объеме 12 часов. Примерное содержание программы включает следующие вопросы:

  1. Вопросы пожарной безопасности в рамках курса ОБЖ. Формы и методы работы на уроках ОБЖ с учетом психофизических особенностей школьников.
     
  2. Пожары и пожарная безопасность (ПБ). Законодательство и нормативные правовые акты в области ПБ. Права, обязанности и ответственность.
     
  3. Пожарная охрана. Организация тушения пожаров.
     
  4. Взаимодействие человека с природной средой. Формирование позитивного отношения к огню как к явлению природы. Правила общения с огнем в лесу. Пожар как чрезвычайная ситуация в природе (особенности сибирского региона). Меры предосторожности во время грозы.
     
  5. Научно-технический прогресс и принципы взаимодействия человека с источниками огня. Пожары и взрывы.
     
  6. Пожары в жилых помещениях, причины их возникновения. Современное жилище (городское, сельское), его конструкция. Источники возгорания (электробытовые приборы, телевизоры, отопительные печи и камины, газовые плиты,  балконы, подъемные лифты и др.). Особенности электробытовых приборов. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на исход электротравм. Электробезопасность при пользовании электрической энергией в бытовых помещениях. Первая помощь пострадавшему от электрического тока.

 

Меры предосторожности при приготовлении пищи на газовой, электрической и иной плите (печи). Опасные факторы горения. Особенности горения синтетических материалов. Способы прекращения горения веществ и материалов. Подручные и первичные средства пожаротушения, порядок и правила их применения. Правила поведения и порядок действий при возникновении загораний  и пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Меры предосторожности при пожаре: профилактика ожоговых травм, отравлений газом и дымом. Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре.

 

 



     
  1. Правила безопасного поведения во дворе. Меры по электробезопасности вне помещений.
     
  2. Безопасное поведение в школе. Противопожарный режим, организационные мероприятия по пожарной безопасности (разработка планов эвакуации и инструкций по пожарной безопасности и т.д.). Знаки безопасности (предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные). Примеры их применения и места установки.

Меры безопасности в классе (на уроках химии, физики), во время общественно полезного труда. Меры предосторожности во время массовых мероприятий (новогодняя елка и т.д.). Пиротехника. Поведение и действия учащихся в случае возникновения пожара при нахождении в школе. Эвакуация.

 

Срочная эвакуация школы
методические рекомендации в помощь директору школы, преподавателю-организатору ОБЖ

 

Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах  в помощь директорам школ и должностным лицам в ОУ, ответственным за эвакуацию людей из здания школы (преподаватель-организатор ОБЖ) разработан порядок действий в случае пожара в школе [1]. Предлагаемую простую и эффективную процедуру эвакуации при пожаре нетрудно применить в большинстве школ.

         Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов (схема 1):



     
  1. тревога (включение звуковой сигнализации);
     
  2. вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции;
     
  3. эвакуация школы;
     
  4. сбор всего состава школы в отведенном месте;
     
  5. перекличка (проверка учащихся и персонала школы).

 

Тревога. Любой человека - ученик или член персонала школы - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.
 

 

 

Вызов пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).
 

Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.         

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.          

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

Сбор. Место сбора - у входа в школу. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там не расходясь.
 

Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.
 

По прибытии пожарной охраны начальника караула встречает директор школы и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
 

План график эвакуации средней школы при возникновении ЧС

Телефоны: пожарной охраны 01, милиции 02,

скорой помощи 03, МЧС единый номер 01.

 




Схема 1.


Алгоритм действий при экстренной эвакуации учащихся

из кабинетов школы во время уроков

 


 

Порядок эвакуации
 

Кабинета

Выход из

    школы

1-й этаж

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 Через основной

    выход
Домоводства Через запасной

    выход
Мастерские Через свой

    запасной выход
Спортивный зал Через свой

    запасной выход
Актовый зал Через свой

    запасной выход

2-й этаж

№ 12, 13, 14 Через запасной

    выход
№ 11, 12, 15, 16 Через основной

    выход
Блок шестилеток Через запасной

    выход

3-й этаж

№ 22, 23, 24 Через запасной

    выход
№ 27, 28, 29 Через запасной

    выход
№ 18, 19, 20, 25, 26 Через основной

    выход
Кабинет

    информатики
Через основной

    выход
Кабинет немецкого

    языка
Через основной

    выход

 

 

Действия постоянного состава

 

Ответственные
Действия

1

Ф.И.О.



   

-"-

Вызывают

    пожарную охрану по телефону 01 и дают сигнал к

    эвакуации

2

-"-



   

-"-

Встречают

    пожарную команду, докладывают о причинах

    возгорания и проведенной эвакуации

3

Классные

    руководители, учителя-предметники

Эвакуируют

    учащихся из школы, проводят перекличку по

    классным журналам и докладывают директору школы

    (дежурному администратору)

4

Ответственные

    по этажам:



   

-"- 1-й этаж



   

-"- 2-й этаж



   

-"- 3-й этаж

Ликвидируют

    очаги возгорания с помощью огнетушителей и

    подручными средствами. Отключают электропитание

    школы (дежурный техник).

5

-"- 1-й

    этаж

Дублирует

    открытие запасных выходов и отключение

    электропитания школы.

 
 
Действия технических работников
 
 
Ответственные
Действия

1

Ф.И.О.



   

-"-

Вызывают

    пожарную команду по телефону 01 и дают сигнал к

    эвакуации (включают звонок)

2

1-й этаж



   

-"-

Открывают

    запасные выходы на 1-м этаже (левое и правое крыло)

3

2-й этаж



   

-"-

Дублирует

    открытие запасного выхода на 2-м этаже

4

3-й этаж



   

-"-

Дублирует

    открытие запасных выходов на 3-м этаже.


 

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.
 

Учебная эвакуация должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна производиться соответствующая запись. Не следует допускать её стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться. Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации - если предполагается, что, например, лестница или иной путь эвакуации заблокирован - обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место. Следует вести регистрацию всех учебных эвакуаций.

Список литературы:

  1. Варенов Я. Срочная эвакуация школы. //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2010. - № 6. -  с. 47 - 48.
  2. Закон Новосибирской области "О пожарной безопасности в Новосибирской области" от 30.06.97 г. № 71-ОЗ.
  3. Методические рекомендации по обучению детей правилам пожарной безопасности в дошкольных учреждениях. Новосибирск: УГПС УВД, ЦПиНТ "Пирант", 2008. - 29 с.
  4. Постановление Главы администрации Новосибирской области от 03.12.08 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области".
  5. Постановление Правительства РФ от 23.08.93 г. № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
  6. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89). //Информационный вестник образования. Новосибирск, 2007. - № 18. - т. 2. -  С. 52 - 66.
  7. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.94 г. № 69-ФЗ
  8. Постановление правительства РФ от 25.04.2012 №390 "О противопожарном режиме".
  9. 9.Приказ МЧС РФ от 28.06.2012 №375 об утверждении Административного регламента МЧС по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".



 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта