|
Пожарная безопасность образовательного учреждения
По данным Управления государственной противопожарной службы в 2011 году произошло 282 пожара по причине детской шалости с огнем, ущерб от которых составил 1 млн. 306 тысяч рублей. При пожарах 77 детей получили травмы и ожоги, 16 погибли. За 5 месяцев 2012 года произошло 47 пожаров по этой причине, 7 детей погибли, 29 травмировано. Возникновение девяти пожаров из десяти напрямую связано с человеческим фактором. При этом каждый второй пострадавший получил травму или увечье вследствие неподготовленности к действиям в экстремальных ситуациях.
Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, диктует необходимость повышения ответственности руководителей образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности [5].
В соответствии с Правилами пожарной безопасности (далее - Правила) руководитель образовательного учреждения обязан [5]:
1) обеспечить выполнение Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима, всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;
2) организовать изучение Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских образовательных учреждений в соответствии с Положением о порядке обучения населения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области [4]. С учащимися IV-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома [3];
3) организовать из числа учащихся ОУ дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных;
4) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников ОУ на случай возникновения пожара;
5) практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);
6) установить порядок осмотра и закрытия помещения и зданий по окончании занятий и работы ОУ;
7) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
В помощь руководителю образовательного учреждения по обеспечению пожарной безопасности предлагаем вариант плана работы школы (образовательного учреждения) по обеспечению пожарной безопасности на учебный год (таблица 1).
В соответствии с Положением о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области [4] руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и (или) обучение мерам пожарной безопасности детских учреждений, школ и дошкольных организаций должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (12 часов). Обучение указанных лиц проводится на базе специализированных образовательных учреждений в области пожарной безопасности не позднее одного месяца после их назначения на должность. В последующем указанные лица проходят проверку знаний в области пожарной безопасности не реже 1 раза в 3 года.
Таблица 1.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы №___
_____________ Ф.И.О.
ПЛАН
работы школы (образовательного учреждения) по обеспечению пожарной безопасности
на 20__/20__ учебный год
№№
п/п
|
Планируемые
мероприятия
|
Сроки
Проведения
|
Ответственный
за выполнение
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Организационные
мероприятия
|
1.
|
Подготовка
школы к новому учебному году:
- Проверка
наличия и исправности (технического состояния)
огнетушителей, внутренних пожарных систем.
- Заблаговременная
очистка чердаков, подвалов, складских помещений
от ненужного инвентаря, строительного и иного
мусора.
- Проверка
наличия замков, комплектов запасных ключей к
основным и запасным выходам |
До 1
сентября |
Зам
директора по АХЧ |
При наличии в
проекте |
2 |
Проверка
наличия и состояния на этажах планов эвакуации,
трафаретных указателей места нахождения
огнетушителей, телефонов. |
До 1
сентября |
Зам
директора по АХЧ
Преподаватель-организатор ОБЖ |
|
3 |
Обеспечение
(расчистка) свободного подъезда к люку пожарных
гидрантов во дворе школы |
До 1
сентября |
Директор
школы
Зам. директора по АХЧ |
|
4 |
Проверка
наличия (обновления) инструкций по пожарной
безопасности и наглядной агитации в кабинетах
технического и обслуживающего труда, химии,
физики, информатики |
1 раз в полугодие |
Директор
школы |
|
5 |
Подписание
актов в соответствии с нормативными документами
по пожарной безопасности |
По
графику |
Директор
школы |
|
Работа
с постоянным составом
|
1 |
Включение
в коллективный договор (соглашение) вопросов по
пожарной безопасности (указать нормативно-правовые
основания для включения этих вопросов) |
|
Директор
школы
Председатель профкома |
|
2 |
Утверждение
на общем собрании коллективного плана работы по
пожарной безопасности на новый учебный год |
|
Директор
школы |
|
3 |
Обучение
работников по программе пожарно-технического
минимума [4] |
В
течение года |
Директор
школы |
По плану
УГПС |
4 |
Проведение
индивидуальных инструктажей с вновь принятыми
учителями. Запись в журнале инструктажа. |
Сентябрь |
Зам. директора по
учебной работе
Преподаватель-организатор
ОБЖ |
|
5 |
Индивидуальные
инструктажи с работниками школы при проведении
массовых школьных мероприятий (новогодние
вечера, утренники, дискотеки, выпускные вечера и
т.п.) |
В
течение года |
Директор школы
Преподаватель-организатор ОБЖ
|
|
6 |
Проведение
общешкольных тренировок по эвакуации из
школьного здания при команде "Пожар" |
Не реже 1
раза в четверть |
Зам.
директора по учебной работе
Преподаватель-организатор ОБЖ
Классные руководители |
|
Работа
с учащимися
|
1 |
Изучение
вопросов пожарной безопасности по программе
курса ОБЖ (5-11 классы) и 1-4 классы на предметах,
интегрированных с курсом ОБЖ |
В
течение года |
Преподаватель-организатор
ОБЖ
Учителя ОБЖ
Учителя начальных классов |
|
2 |
Инструктажи
о правилах пожарной безопасности и поведению в
случае возникновения пожара в кабинетах
обслуживающего и технического труда, химии,
физики, информатики |
сентябрь |
Зам.
директора по учебной работе
Зав. кабинетами
Учителя-предметники |
|
3 |
Организация
и проведение конкурсов рисунков, викторин по
вопросам пожарной безопасности |
|
Зам. директора по
воспитательной работе
Классные руководители |
Совместно
с УГПС |
4 |
Участие
в работе кружка "Юных пожарных", создание
дружины юных пожарных. |
|
|
По
инициативе УГПС |
5 |
Отработка
нормативов, практических навыков поведения при
ЧС (пожарах) во время проведения школьного Дня
защиты детей |
По
графику школы |
Преподаватель-организатор
ОБЖ |
|
6 |
Посещение
пожарно-технической выставки (г. Новосибирск, ул.
Октябрьская, 86) |
При
изучении соответствующей темы в курсе ОБЖ,
каникулярное время |
Преподаватель-организатор
ОБЖ |
|
В соответствии с Положением о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области [4] руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и (или) обучение мерам пожарной безопасности детских учреждений, школ и дошкольных организаций должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (12 часов). Обучение указанных лиц проводится на базе специализированных образовательных учреждений в области пожарной безопасности не позднее одного месяца после их назначения на должность. В последующем указанные лица проходят проверку знаний в области пожарной безопасности не реже 1 раза в 3 года.
Обучение работников и персонала мерам пожарной безопасности в образовательных учреждениях осуществляют специалисты, имеющие специальное образование или прошедшие обучение на базе специализированного образовательного учреждения в области пожарной безопасности и аттестованные в установленном порядке.
Обучение мерам пожарной безопасности детей в детских дошкольных организациях проводится в виде тематических занятий (игровых и учебных) по специальным программам (методическим пособиям), согласованным с Государственной противопожарной службой [3].
Обучение мерам пожарной безопасности учащихся ОУ (в том числе негосударственных) осуществляется в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
Порядок, сроки и периодичность обучения мерам пожарной безопасности в объеме инструктажа устанавливается приказом директора ОУ. При этом инструктажи по пожарной безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) целесообразно организовывать и проводить применительно к организации и проведению инструктажей по охране труда [4].
С целью повышения уровня компетентности преподавателей-организаторов ОБЖ в области пожарной безопасности специалистами Центра пропаганды и новых технологий "Приант-Сервис" на основе Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области (типового тематического плана пожарно-технического минимума), программ для ОУ по курсу ОБЖ, требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности, утвержденного 14.04.2000 г. № 379 пед/сп) разработан проект Программы обучения в объеме 12 часов. Примерное содержание программы включает следующие вопросы:
- Вопросы пожарной безопасности в рамках курса ОБЖ. Формы и методы работы на уроках ОБЖ с учетом психофизических особенностей школьников.
- Пожары и пожарная безопасность (ПБ). Законодательство и нормативные правовые акты в области ПБ. Права, обязанности и ответственность.
- Пожарная охрана. Организация тушения пожаров.
- Взаимодействие человека с природной средой. Формирование позитивного отношения к огню как к явлению природы. Правила общения с огнем в лесу. Пожар как чрезвычайная ситуация в природе (особенности сибирского региона). Меры предосторожности во время грозы.
- Научно-технический прогресс и принципы взаимодействия человека с источниками огня. Пожары и взрывы.
- Пожары в жилых помещениях, причины их возникновения. Современное жилище (городское, сельское), его конструкция. Источники возгорания (электробытовые приборы, телевизоры, отопительные печи и камины, газовые плиты, балконы, подъемные лифты и др.). Особенности электробытовых приборов. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на исход электротравм. Электробезопасность при пользовании электрической энергией в бытовых помещениях. Первая помощь пострадавшему от электрического тока.
Меры предосторожности при приготовлении пищи на газовой, электрической и иной плите (печи). Опасные факторы горения. Особенности горения синтетических материалов. Способы прекращения горения веществ и материалов. Подручные и первичные средства пожаротушения, порядок и правила их применения. Правила поведения и порядок действий при возникновении загораний и пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Меры предосторожности при пожаре: профилактика ожоговых травм, отравлений газом и дымом. Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре.
- Правила безопасного поведения во дворе. Меры по электробезопасности вне помещений.
- Безопасное поведение в школе. Противопожарный режим, организационные мероприятия по пожарной безопасности (разработка планов эвакуации и инструкций по пожарной безопасности и т.д.). Знаки безопасности (предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные). Примеры их применения и места установки.
Меры безопасности в классе (на уроках химии, физики), во время общественно полезного труда. Меры предосторожности во время массовых мероприятий (новогодняя елка и т.д.). Пиротехника. Поведение и действия учащихся в случае возникновения пожара при нахождении в школе. Эвакуация.
Срочная эвакуация школы
методические рекомендации в помощь директору школы, преподавателю-организатору ОБЖ
Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах в помощь директорам школ и должностным лицам в ОУ, ответственным за эвакуацию людей из здания школы (преподаватель-организатор ОБЖ) разработан порядок действий в случае пожара в школе [1]. Предлагаемую простую и эффективную процедуру эвакуации при пожаре нетрудно применить в большинстве школ.
Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов (схема 1):
- тревога (включение звуковой сигнализации);
- вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции;
- эвакуация школы;
- сбор всего состава школы в отведенном месте;
- перекличка (проверка учащихся и персонала школы).
Тревога. Любой человека - ученик или член персонала школы - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.
Вызов пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).
Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.
Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.
Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.
Сбор. Место сбора - у входа в школу. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там не расходясь.
Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.
По прибытии пожарной охраны начальника караула встречает директор школы и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
План график эвакуации средней школы при возникновении ЧС
Телефоны: пожарной охраны 01, милиции 02,
скорой помощи 03, МЧС единый номер 01.
Схема 1.
Алгоритм действий при экстренной эвакуации учащихся
из кабинетов школы во время уроков
Порядок эвакуации
Кабинета
|
Выход из
школы
|
1-й этаж
|
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Через основной
выход |
Домоводства |
Через запасной
выход |
Мастерские |
Через свой
запасной выход |
Спортивный зал |
Через свой
запасной выход |
Актовый зал |
Через свой
запасной выход |
2-й этаж
|
№ 12, 13, 14 |
Через запасной
выход |
№ 11, 12, 15, 16 |
Через основной
выход |
Блок шестилеток |
Через запасной
выход |
3-й этаж
|
№ 22, 23, 24 |
Через запасной
выход |
№ 27, 28, 29 |
Через запасной
выход |
№ 18, 19, 20, 25, 26 |
Через основной
выход |
Кабинет
информатики |
Через основной
выход |
Кабинет немецкого
языка |
Через основной
выход |
Действия постоянного состава
№
|
Ответственные
|
Действия
|
1
|
Ф.И.О.
-"-
|
Вызывают
пожарную охрану по телефону 01 и дают сигнал к
эвакуации
|
2
|
-"-
-"-
|
Встречают
пожарную команду, докладывают о причинах
возгорания и проведенной эвакуации
|
3
|
Классные
руководители, учителя-предметники
|
Эвакуируют
учащихся из школы, проводят перекличку по
классным журналам и докладывают директору школы
(дежурному администратору)
|
4
|
Ответственные
по этажам:
-"- 1-й этаж
-"- 2-й этаж
-"- 3-й этаж
|
Ликвидируют
очаги возгорания с помощью огнетушителей и
подручными средствами. Отключают электропитание
школы (дежурный техник).
|
5
|
-"- 1-й
этаж
|
Дублирует
открытие запасных выходов и отключение
электропитания школы.
|
Действия технических работников
№
|
Ответственные
|
Действия
|
1
|
Ф.И.О.
-"-
|
Вызывают
пожарную команду по телефону 01 и дают сигнал к
эвакуации (включают звонок)
|
2
|
1-й этаж
-"-
|
Открывают
запасные выходы на 1-м этаже (левое и правое крыло)
|
3
|
2-й этаж
-"-
|
Дублирует
открытие запасного выхода на 2-м этаже
|
4
|
3-й этаж
-"-
|
Дублирует
открытие запасных выходов на 3-м этаже.
|
В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.
Учебная эвакуация должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна производиться соответствующая запись. Не следует допускать её стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться. Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации - если предполагается, что, например, лестница или иной путь эвакуации заблокирован - обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место. Следует вести регистрацию всех учебных эвакуаций.
Список литературы:
- Варенов Я. Срочная эвакуация школы. //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2010. - № 6. - с. 47 - 48.
- Закон Новосибирской области "О пожарной безопасности в Новосибирской области" от 30.06.97 г. № 71-ОЗ.
- Методические рекомендации по обучению детей правилам пожарной безопасности в дошкольных учреждениях. Новосибирск: УГПС УВД, ЦПиНТ "Пирант", 2008. - 29 с.
- Постановление Главы администрации Новосибирской области от 03.12.08 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области".
- Постановление Правительства РФ от 23.08.93 г. № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
- Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89). //Информационный вестник образования. Новосибирск, 2007. - № 18. - т. 2. - С. 52 - 66.
-
Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.94 г. № 69-ФЗ
-
Постановление правительства РФ от 25.04.2012 №390 "О противопожарном режиме".
-
9.Приказ МЧС РФ от 28.06.2012 №375 об утверждении Административного регламента МЧС по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
| |