ОБЖ.  Сайт     Сарапулова   А.Е. 
Понедельник, 23.10.2017, 19:56

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методические разработки.Обмен опытом. | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Плеер

Мини-чат

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 443

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Опыт обучения

Мой педагогический проект
Освоение элементов компьютерных технологий

через метод кооперативного обучения

А. Сарапулов, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Побединская СОШ, с. Победа Усть-Таркского района Новосибирской области

 

 Идея проекта: организация таких форм, способов и приемов на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению познавательной активности учащихся и обеспечивают более качественный уровень их образования.

Новизна состоит в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных компьютерных технологий (ИКТ) и повышения на этой основе эффективности обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Проблема: неумение учащихся ориентироваться в электронном учебном материале.

Актуальность проблемы: на современном этапе становится очевидным, что традиционное обучение в школе, ориентированное на передачу знаний, умений и навыков не успевает за темпами их нарастания. Поэтому необходимо развивать способности, необходимые выпускникам школ в информационном обществе. Как научить ребенка, с раннего возраста попадающего в электронную среду, ориентироваться в ней, приобретать навыки поиска, анализа, критического осмысления информации из разных источников? Это один из важнейших вопросов и задача современной школы.

Цели проекта: готовить молодое поколение к жизни в информационном обществе через формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков (ЗУН), а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций; повышать эффективность образовательного процесса по ОБЖ путем внедрения средств информатизации.

Задачи: развитие у учащихся навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учебы – организация индивидуальной и групповой (кооперативной) творческой работы обучаемых с учебным материалом, размещенным на электронном носителе.

Условия для реализации проекта:

1. Наличие в школе средств ИКТ и возможность их использования учителем. В нашей школе есть компьютерный класс с восемью компьютерами, подключенными к Интернету, интерактивная доска, мультимедийные проекторы, компьютер и ноутбук в кабинете ОБЖ. По курсу ОБЖ создана электронная библиотека, которая включает поурочные презентации для 5-11классов, компакт-диски по всем разделам предмета, материалы для тестового контроля, компьютерные программы по ОБЖ, комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, сайты Internet, наборы творческих заданий и т.д. В компьютерном классе учащиеся занимаются как на уроках ОБЖ, так и самостоятельно во внеурочное время.

2. Владение учителем основами ИКТ. Была изучена программа Intel «Обучение для будущего», затем знания компьютера совершенствовались – как путем самообразования, так и на курсах повышения квалификации.

3. Смена роли учителя – с транслятора знаний на консультанта. Используются – тестирующая программа по ОБЖ, Tester, Test Generator, Mental Control, игра «Кто хочет стать отличником», компьютерные программы по ОБЖ.

4. Владение учащимися определенным уровнем информационной компетентности и предметных знаний. Для овладения элементами ИКТ я использую метод кооперативного обучения.

Построение педагогического процесса

Кооперативное обучение – это такая организация учебного процесса, при котором ученики работают вместе для решения поставленной задачи. Оно основано на работе в малых группах (2-4 человека). Учитывая типы мышления (образное, логическое), уровни результатов (низкий, средний, высокий) и интерес к учению (отсутствует, ситуационный, устойчивый), формирую обученность учащихся (как умеют учиться). Задания группам даю с целью развития творческого потенциала и дальнейшего его успешного применения в самостоятельной жизнедеятельности.

В каждом классе есть несколько учеников, хорошо владеющих компьютером (как правило, имеющие дома компьютер), они распределяются в группы к учащимся менее подготовленным. Возникает цепочка: учитель – помощник учителя (проводник) – ученики, где помощник выступает как ученик и как учитель. Такой метод помогает эффективнее освоить компьютерную грамоту всем учащимся нашей сельской школы.


 Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Обсуждая и споря, дети выдают конечный продукт (памятка, обращение, видеофильм, презентации). Такой дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей и коррекция знаний учащихся помогает ребенку лучше справиться с материалом, заниматься самообучением.

Учитель становится помощником, организатором учебного процесса, который способствует свободному продвижению ученика в определенной области знаний по разделам, модулям курса ОБЖ. В результате меняются уровни воспроизведения знаний: от ученического (работа с опорой на учебник) и алгоритмического (повторение за учителем) к эвристическому (применение знаний в измененной обстановке), а впоследствии – к творческому.

Групповой метод, или кооперативное обучение – это способ общего решения проблем. У каждого ученика важно выработать умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать. Эти умения помогают решать конфликты и проблемы, усиливают коммуникабельность, доверие, учат руководить. Внедрение метода кооперативного обучения и применение элементов компьютерных технологий в преподавание ОБЖ поставило ряд проблем, на которые нужно было дать ответы.

Основными проблемами, которые я решил, были следующие: переработка учебного курса для его компьютеризации; построение учебного процесса с применением компьютера; определение доли учебного материала, вида представления и его реализации с использованием компьютера; способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений; подбор и апробация информационных технологий, применяемых для реализации поставленных педагогических и дидактических задач; организация групп и разработка правил поведения, работы в них.

При построении педагогического процесса я исхожу из двух факторов: способностей обучаемых и компьютерной оснащённости кабинета. Выбор ограничен двумя ведущими способами – преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационных компьютерных технологий (ИКТ) используется как ТСО (технические средства обучения) с расширенными возможностями, во втором случае – часть функций учителя передаётся компьютеру.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, я исхожу из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач. Выбирая средства и способы осуществления контроля усвоения ведущих ЗУН, учитываю степень оснащённости класса ПК и ПО (программного обеспечения) для тестового контроля, а также умения обучаемых работать на этом оборудовании. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии, и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам…

Полный вариант статьи читайте в журнале «Основы безопасности жизнедеятельности» №9 2014 г.

 

 

                             

Форма входа


Поиск

Этот

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Девушки в Армии


Счетчик посещений
счетчик посещенийсчетчик посещений



Сарапулов А.Е. 2013-2017гг.
Яндекс.Метрика