ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

Правила шахмат ФИДЕ


Утверждены приказом Минспорта России от « 23 » декабря 2013 г. № 1105


Правила вида спорта «шахматы»

Предисловие.

Настоящие правила шахмат (далее по тексту — Правила) разработаны в соответствии с Правилами шахмат ФИДЕ (Международной шахматной федерации), действуют в официальных соревнованиях по шахматам, проводимых общероссийской, региональными и местными спортивными федерациями, развивающими вид спорта «шахматы», и иными организациями на всей территории Российской Федерации.

Правила не могут учесть все ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают решение организационных вопросов. В тех случаях, когда статьи Правил не могут урегулировать ситуацию, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.

Термин «арбитр», используемый в Правилах шахмат ФИДЕ, в настоящих Правилах равнозначен термину «спортивный судья по виду спорта «шахматы».

Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым смыслом и абсолютно объективны.

Участники соревнований, арбитры, организаторы, тренеры, иные официальные лица, принимающие участие в указанных соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами

Правила включают следующие разделы: Правила игры, Правила соревнований по спортивным дисциплинам, включенным во Второй раздел Всероссийского реестра видов спорта (шахматы, быстрые шахматы, блиц, шахматы — командные соревнования, шахматная композиция, заочные шахматы), Правила проведения соревнований (турнирные правила), Правила применения дополнительных показателей.

Глава 1. Правила игры.

Статья 1. Основные положения и цели игры.

1.1. Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, называемой «шахматная доска». Играющий белыми фигурами начинает партию. Об игроке говорят, что он должен сделать ход, после того, как его соперник сделал ход (см. статью 6.7).

1.2. Цель каждого игрока — «атаковать» короля соперника таким образом, чтобы он не имел никаких возможных ходов. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил «мат» королю соперника и выиграл партию. Оставлять своего короля под атакой или подставлять своего короля под атаку, а также «взятие» короля соперника не разрешается. Соперник, королю которого был поставлен мат, проигрывает партию.

1.3. Если позиция такова, что никто из игроков не может поставить мат, партия оканчивается вничью.


Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске.

2.1. Шахматная доска состоит из 64 равных квадратов (сетка 8х8), чередующихся светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур («белые» фигуры); другой — 16 темных фигур («черные» фигуры).

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

Белый король
Белый ферзь
Две белые ладьи
Два белых слона
Два белых коня
Восемь белых пешек
Черный король
Черный ферзь
Две черные ладьи
Два черных слона
Два черных коня
Восемь черных пешек

2.3. Начальное положение фигур на шахматной доске (начальная позиция) имеет следующий вид: 



2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямая линия квадратов одного и того же цвета, проходящая от одного края доски к смежному краю, называется «диагональю».


Статья 3. Ходы фигур.

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занимаемое фигурой соперника, последняя берется и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. Если фигура может совершить взятие согласно статьям 3.2-3.8, то считается, что она атакует фигуру соперника. Считается, что фигура атакует поле даже если она не может сходить на него из-за того, что король того же цвета останется или окажется под атакой.

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагоналям, на которых он стоит. 



3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит. 



3.4. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. 



3.5. При совершении хода ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали. 



3.7. Пешка может ходить только вперед:

3.7.1. На свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали;

3.7.2. Своим первым ходом пешка может сходить в соответствии с п. 3.7.1., или на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

3.7.3. Пешка может сходить на поле, занимаемое фигурой соперника, расположенное по диагонали на смежной вертикали, одновременно снимая эту фигуру с шахматной доски. 



3.7.4. Пешка, атакующая поле, которое пересекла пешка соперника, продвинутая с начальной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это действие может быть совершено только очередным ходом и называется взятием «на проходе»; 



3.7.5. Когда пешка достигает самой последней горизонтали от своей начальной позиции, она должна быть заменена на том же поле на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что является частью того же хода. Выбор игроком фигуры для превращения не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее до превращения. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», действие новой фигуры начинается сразу.

3.8. Ход королем возможен двумя различными способами:

3.8.1. Сходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами соперника. Считается, что фигуры соперника атакуют поле, даже если они не могут ходить;



3.8.2. "Рокировкой".

Рокировка — перемещение короля и одной из ладей того же цвета, находящихся в начальной позиции, по крайней от игрока горизонтали, считающееся одним ходом короля. Рокировка выполняется следующим образом: король перемещается с начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем ладья переставляется на поле, которое король пересек последним.

Слева вверху — положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг

Справа вверху — положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг




Слева внизу — положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.

Справа внизу — положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг.

3.8.2.1. Рокировка невозможна:

3.8.2.1.1. Если король ранее, до рокировки, делал ход;

3.8.2.1.2. С той ладьей, которая ранее, до рокировки, делала ход.

3.8.2.2. Рокировка временно невозможна в следующих случаях:

3.8.2.2.1. Если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или более фигурами соперника;

3.8.2.2.2. Если между королем и ладьей, с которой может быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.

3.9. Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или более фигурами соперника, даже если эти фигуры не могут покинуть свои поля, так как их король попадет под шах или останется под шахом. Ни одна из фигур не может сделать ход, после которого свой король попадет под шах или останется под шахом.

Статья 4. Выполнение ходов.

4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав «поправляю»).

4.3. За исключением случаев, приведенных в статье 4.2, если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске:

4.3.1. Одной или более своих фигур, то он должен сделать ход первой тронутой фигурой, которая может ходить;

4.3.2. Одной или более фигур соперника, то он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;

4.3.3. Фигур разного цвета, он должен взять фигуру соперника своей фигурой или, если это невозможно, сделать ход или выполнить взятие той фигурой, которую он тронул первой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его соперника.

4.4. Если игрок, который должен делать ход:

4.4.1. Намеренно трогает своего короля и ладью, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен;

4.4.2. Намеренно трогает ладью, а затем короля, рокировка не разрешается, и в данной ситуации нужно руководствоваться статьей 4.3.1.;

4.4.3. Намереваясь сделать рокировку, трогает короля или короля и ладью одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем (включая рокировку в другую сторону). Если король не имеет возможных ходов, игрок может сделать любой возможный ход;

4.4.4. Превращает пешку в новую фигуру, то выбор новой фигуры завершается после того, как эта фигура коснулась поля превращения.

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может ходить или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Если фигура отпущена на поле при выполнении возможного хода или как часть возможного хода, она на этом ходу не может пойти на другое поле.

Ход считается сделанным:

4.6.1. В случае взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это поле, отпустил руку от фигуры, совершившей взятие;

4.6.2. В случае рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи на поле, пересеченном королем. После того, как игрок отпустил руку от короля, ход еще не завершен, но игрок не имеет права сделать другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно;

4.6.3. В случае превращения пешки, когда она снята с доски и игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения. Если игрок отпустил руку от пешки, которая достигла поля превращения, то считается, что ход выполнен не полностью, при этом игрок не имеет права сделать ход пешкой на другое поле.

Ход считается возможным, если все требования статьи 3 полностью выполнены. Если был сделан невозможный ход, то вместо него должен быть сделан новый ход, в соответствии со статьей 4.5.

4.7. Игрок теряет право заявлять о нарушении соперником статьи 4, как только он намеренно тронет фигуру.

Статья 5. Окончание игры.

5.1. Партия выигрывается игроком в следующих случаях:

5.1.1. Постановка мата королю соперника. Это немедленно завершает партию, если матовая позиция достигнута возможным ходом.

5.1.2. Соперник игрока заявляет, что сдается. Это немедленно завершает партию.

5.2. Партия заканчивается вничью:

5.2.1. Если игрок, за которым очередь хода, не имеет никаких возможных ходов, а его король не находится под шахом. Партия считается закончившейся «патом». Это немедленно завершает партию, если патовая позиция достигнута возможным ходом.

5.2.2. Если возникла позиция, когда ни один из игроков не может заматовать короля соперника любой серией возможных ходов. Считается, что партия завершилась «мертвой позицией». Это немедленно завершает партию, если позиция достигнута возможным ходом (см. статью 9.6.).

5.2.3. По соглашению между двумя игроками в ходе партии. Это немедленно завершает партию (см. статью 9.1.).



Партия может закончиться вничью:

5.2.4. Если одинаковая позиция возникла или может возникнуть на доске как минимум трижды (см. статью 9.2.).

5.2.5. Если, по крайней мере, последние 50 последовательных ходов были сделаны игроками без ходов какой-либо пешки и без какого-нибудь взятия (см. статью 9.3.).

Глава 2. Спортивная дисциплина шахматы.

Статья 6. Шахматные часы.

6.1. Термин «шахматные часы» обозначает часы с двумя цифровыми дисплеями (циферблатами), соединенными между собой так, что в любой момент может работать только один из них. «Часы» в Правилах шахмат означают один из двух цифровых дисплеев.
Каждый дисплей оснащен «флажком». «Падение флажка» означает, что время, отведенное игроку, истекло.

6.2.1. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов игрокам может добавляться определенное дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.

6.2.2. Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме режимов «задержки времени». В режиме «задержки времени» оба игрока получают «основное время на обдумывание», а также при каждом ходе — фиксированное дополнительное время. Обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования статьи 6.2.1.

6.4. Перед началом игры арбитр принимает решение о месте установки шахматных часов.

6.5. В установленное время начала партии пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6.1. Любой игрок, появляющийся за шахматной доской после начала тура, проигрывает партию. Это означает, что разрешенное время опоздания — 0 минут. Положение (регламент) соревнования могут устанавливать иное допустимое время опоздания.

6.6.2. В случаях, когда Положение (регламент) соревнования устанавливают иное допустимое время опоздания, должно применяться следующее. Если ни один из игроков не присутствует в начале, то играющий белыми теряет все то время, которое пройдет до его появления за шахматной доской, если иное не определено Положением (регламентом) соревнования, или если арбитр не решит иначе.

6.7.1. В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы соперника. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы.

Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил это действие, если только сделанный ход не заканчивает партию (см. статьи 5.1.1., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3. и 9.6.). Время между выполнением хода на шахматной доске, остановкой собственных часов и запуском часов соперника расценивается как часть времени, отведенного игроку.

6.7.2. Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещается задерживать палец (руку) на кнопке часов или над часами.

6.7.3. Игроки должны обращаться с часами должным образом. Запрещается стучать по часам, поднимать или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствие со статьей 14.4.

6.7.4. Если игрок не способен использовать часы, он, для выполнения этого действия, может предложить ассистента, который должен быть согласован с арбитром. Показания часов справедливым образом должны быть скорректированы арбитром.

6.8. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует это, или когда любой из соперников сделает правильное заявление об этом.

6.9. Если игрок не завершил предусмотренное количество ходов за отведенное время, он проигрывает партию, кроме случаев, где применяется одна из статей: 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2. и 5.2.3. Однако, партия завершается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат любой серией возможных ходов.

6.10.1. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены, а арбитр должен как можно точнее установить время на замененных часах.

При определении времени, которое устанавливается на замененных часах, арбитр должен руководствоваться вескими аргументами.

6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что показания на часах выставлены неправильно, то любой из игроков или арбитр должны немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить корректную установку, откорректировать время и количество ходов. При этом арбитр должен руководствоваться вескими аргументами.

6.11. Если оба флажка упали, и невозможно установить, какой упал первым, то:

6.11.1. Партия должна продолжиться, если это произойдет в любой период игры, кроме последнего (когда должны быть сделаны все оставшиеся ходы до конца партии);

6.11.2. Партия заканчивается вничью, если это произошло в последний период игры, при котором должны быть завершены все оставшиеся ходы.

6.12.1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

6.12.2. Игрок может остановить часы только тогда, когда он нуждается в помощи арбитра, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

6.12.3. В каждом случае арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

6.12.4. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока для этого веские причины. Если выяснится, что у него нет веской причины, то игрок должен быть наказан в соответствии со статьей 14.4.

6.13. Если произойдет какое-либо нарушение, и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитр должен руководствоваться вескими аргументами, чтобы определить, какое время должно быть установлено на часах. Он также должен, если это необходимо, откорректировать счетчик ходов.

6.14. Экраны, мониторы или демонстрационные шахматные доски, показывающие текущие позиции, ходы и их количество, а также часы, показывающие количество сделанных ходов, разрешены в игровом зале. Однако, игрок не может делать заявление, основываясь только на такой информации.


Статья 7. Нарушения.

7.1. Если в ходе партии обнаруживается, что:

7.1.1. В начальной позиции фигуры были расставлены неправильно, партия отменяется, и должна быть сыграна новая.

7.1.2. Шахматная доска была установлена не так, как требует статья 2.1, партия продолжается, но достигнутая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную шахматную доску.

7.2. Если партия была начата противоположным цветом фигур, она должна быть продолжена, если только арбитр не решит иначе.

7.3. Если игрок сдвинет одну или более фигур на шахматной доске, он должен восстановить правильную позицию за свое время. При необходимости, данный игрок или его соперник должны остановить часы и обратиться за помощью к арбитру. Арбитр может наказать игрока, сдвинувшего фигуры.

7.4.1. Если в ходе игры обнаруживается, что был завершен невозможный ход, включая нарушение правил превращения пешки или взятие короля соперника, то должна быть восстановлена позиция, непосредственно предшествующая нарушению. Если позиция, непосредственно предшествующая нарушению, не может быть восстановлена, партия должна продолжаться с последней установленной до этого нарушения позиции. Часы должны быть скорректированы согласно статье 6.13. К ходу, заменяющему невозможный, применяются статьи 4.3 и 4.6. Затем партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

7.4.2. В случае применения статьи 7.4.1. за первые два невозможных хода, сделанные игроком, арбитр должен добавить его сопернику в каждом случае по две дополнительные минуты. Если тот же игрок делает третий невозможный ход, то ему засчитывается поражение.

Однако, партия заканчивается вничью, если возникла позиция, когда его соперник не может заматовать короля соперника любыми возможными ходами.

7.5. Если в ходе игры обнаружится, что фигуры были сдвинуты с их полей, должна быть восстановлена позиция непосредственно перед нарушением.

Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть восстановлена, партия должна быть продолжена с последней восстановленной позиции перед нарушением. Часы должны быть скорректированы согласно статье 6.13. Затем партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.


Статья 8. Запись ходов.

8.1. В процессе игры каждый игрок должен, ход за ходом, соответствующим образом, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (статьи 8.8 и 8.9), записывать свои ходы и ходы соперника на специальном бланке, предусмотренном для данного соревнования.
Запрещается записывать ходы заранее, кроме случаев, когда игрок требует зафиксировать ничью согласно статье 9.2 или статье 9.3, либо в случае откладывания партии.
Игрок может ответить на ход соперника перед тем, как записать его, но он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке (см. статью 8.8.12).
Если игрок не способен вести запись, для выполнения этого действия он может предложить ассистента, который должен быть согласован с арбитром. Показания его часов справедливым образом должны быть скорректированы арбитром.

8.2. Бланк для записи должен быть доступен для обозрения арбитра на протяжении всей партии.

8.3. Бланки для записи являются собственностью организатора соревнования.

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до окончания любого из периодов партии, и он не имеет дополнительного времени 30 секунд или более на каждый ход, то до окончания данного периода он не обязан следовать требованиям статьи 8.1. Сразу после падения одного из флажков игрок должен полностью восстановить запись на своем бланке до того, как сделает следующий ход на шахматной доске.

8.5.1. Если оба игрока не обязаны вести запись в соответствии со статьей 8.4, арбитр или его помощник должны по возможности присутствовать и вести запись. В таких случаях, сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить запись партии на своих бланках, используя запись арбитра или бланк соперника.

8.5.2. Если только один из игроков не обязан вести запись в соответствии со статьей 8.4, он, сразу после того, как упадет один из флажков, перед своим очередным ходом должен восстановить свою запись полностью. Если при этом очередь хода его, он может воспользоваться бланком соперника, но должен вернуть его до того, как сделает ход.

8.5.3. Если невозможно полностью восстановить запись сделанных ходов, игроки должны восстановить партию на другой шахматной доске под контролем арбитра или его помощника. Арбитр до начала восстановления должен записать фактическую позицию, показания часов и число сделанных ходов, если эта информация доступна.

8.6. Если запись партии до возникшей позиции не может быть восстановлена, и поэтому нельзя утверждать, что игрок превысил отведенное ему время, следующий ход считается первым ходом следующего периода времени, если только не очевидно, что было сделано больше ходов.

8.7. По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка с указанием результата партии. Даже если результат неверный, он должен быть зафиксирован, если арбитр не решит иначе.

8.8. Для записи партии в турнирах и матчах применяется одна система — алгебраическая.

Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, не могут использоваться в качестве подтверждающих документов в случаях, когда используются бланки игроков.

Арбитр, увидев, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

8.8.1. В данном описании понятие «фигура» подразумевает любую фигуру, кроме пешки.

8.8.2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр — король, Ф — ферзь, Л — ладья, С — слон, К — конь.

8.8.3. Пешки не указываются первой буквой, но распознаются по отсутствию такой буквы. Примеры: е5, d4, a5.

8.8.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами а, b, с, d, e, f, g, h соответственно.

8.8.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз — для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно.

Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки — на восьмой и седьмой горизонталях.

8.8.6. Как следствие из пунктов 8.8.4. и 8.8.5., каждое из шестидесяти четырех полей обозначается комбинацией буквы и цифры: 



8.8.7. Каждый ход фигуры определяется: а) первой буквой названия этой фигуры и б) полем, на которое фигура пошла.

Дефис между а) и б) не ставится. Например: Се5, Кf3, Лd1.

В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: е5, d4, a5.

8.8.8. Когда фигура совершает взятие, ставится знак "х" между: а) первой буквой названия фигуры и б) полем, на которое она ходит.

Дефис между а) и б) не ставится. Примеры: Cхe5, Лхf3, Лxdl.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие — знаком "х". Примеры: dxe5, gxf3, axb5.

В случае "взятия на проходе" указывается вертикаль, которую покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "е.р.". Например: exd6 e.p.

8.8.9. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и то же поле, то ход фигур указывается следующим образом:

8.8.9.1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали, последовательно: a) обозначается первая буква названия фигуры, б) название покидаемой вертикали и в) поле, на которое становится фигура;

8.8.9.2. Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали, последовательно: a) обозначается первая буква названия фигуры, б) номер покидаемой горизонтали и в) поле, на которое становится фигура;

8.8.9.3. Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ 8.8.9.1. предпочтителен.

В случае взятия между б) и в) ставится знак — "х".

Примеры:

1. Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Кеf3 в каждом конкретном случае.

2. Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или К1f3 в каждом конкретном случае. 

3. Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае. 

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака "х": 1) Kgxf3 или Kdxf3, 2)К5хf3 или К1хf3, 3) Khxf3 или Kdxf3.

8.8.10. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку соперника, пешка, которая ходит, последовательно обозначается: a) буквой вертикали, которую она покидает, б) знаком "х", в) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и е4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова — cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

8.8.11. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1С, glЛ.

8.8.12. Предложение ничьей должно быть отмечено символом (=).

8.9. Принятые сокращения:

"0-0" — рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

"0-0-0" — рокировка с ладьей al или а8 (рокировка на ферзевый фланг),

"х" — взятие,

"+" — шах,

"++" или "#" — мат,

"е.р." — взятие "на проходе".

Не обязательно записывать шах, мат или взятие.

Пример записи партии:

1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3+3 Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Крb1 (=).

Статья 9. Ничья.

9.1.1. Положение о соревновании может устанавливать, что игроки не могут соглашаться на ничью раньше определенного числа ходов или вообще, без согласия арбитра.
9.1.2. Если положение о соревновании допускает ничейное соглашение, применяются следующие правила:
9.1.2.1. Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после выполнения своего хода на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но с учетом статьи 13.6. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока соперник не примет или отклонит его устно, отклонит, тронув фигуры с намерением сделать ход или взятие, либо партия завершится другим образом;
9.1.2.2. Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке с указанием символа "=". (статья 8.8.12);
9.1.2.3. Требования ничьей в соответствии со статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.
9.2. Партия заканчивается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не менее трех раз (не обязательно повторением ходов)
9.2.1. Возникает, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать его;
9.2.2. Уже возникла, и игрок, за которым очередь хода, требует ничью.
Позиции, упомянутые в пунктах 9.2.1. и 9.2.2. считаются идентичными (одинаковыми), если очередь хода за тем же самым игроком, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков — те же самые.
Позиции не считаются одинаковыми, если пешка, которая могла быть взята на проходе, уже не может быть взята таким образом. Когда король или ладья вынужденно должны сходить, они теряют право на рокировку только после того, как любой из них сделает ход.

9.3. Партия завершается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, если:

9.3.1. Он записывает ход на своем бланке и заявляет арбитру о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны обоими игроками без перемещения любой из пешек и какого-либо взятия, или

9.3.2. Последние 50 ходов сделаны обоими игроками без перемещения любой из пешек и какого-либо взятия.

9.4. Если игрок трогает фигуру согласно статье 4.3 без требования о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью согласно статьям 9.2 или 9.3.

9.5. Если игрок требует ничью согласно статьям 9.2 или 9.3, он может остановить часы (см. статью 6.12.2.). Он не может отказаться от своего заявления.

9.5.1. Если требование окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью.

9.5.2. Если требование окажется неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся на обдумывание времени соперника три минуты. Партия должна быть продолжена. Если заявление основано на намечаемом ходе, то этот ход должен быть сделан согласно статье 4.

9.6. Партия заканчивается вничью, если возникла позиция, когда ни один из игроков не может заматовать короля соперника любой серией возможных ходов. Это немедленно завершает партию, если позиция достигнута возможным ходом.


Статья 10. Быстрая игра до конца партии.

10.1. «Быстрая игра до конца партии» — это стадия партии, когда все (оставшиеся) ходы до ее окончания должны быть сделаны в ограниченный период времени.

10.2. Если на часах у игрока, за которым очередь хода, остается менее двух минут, он может требовать ничью до того, как его флажок упадет. Он должен позвать арбитра и может остановить часы (см. статью 6.12.2.).

10.2.1.Если арбитр согласен, что соперник не прилагает усилий выиграть партию нормальными средствами или не может выиграть партию нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

10.2.2. Если арбитр откладывает свое решение, сопернику могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия должна быть продолжена, по возможности, в присутствии арбитра. Позднее, во время партии или как можно скоро после падения флажка, арбитр должен объявить окончательный результат партии. Он должен зафиксировать ничью, если он соглашается, что заключительная позиция не может быть выиграна нормальными средствами, или, что соперник не делал достаточных попыток выиграть нормальными средствами.

10.2.3. Если арбитр отклоняет требование, сопернику должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

10.2.4. Решение арбитра в отношении пунктов 10.2.1., 10.2.2. и 10.2.3. должно быть окончательным.


Статья 11. Быстрая игра до конца партии в случае, если арбитр отсутствует в игровой зоне.

В случае если партия играется по правилам статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, но до падения своего флажка. Это завершает партию.

Он может сделать такое заявление на основании того, что:

11.1. Соперник не может выиграть партию нормальными средствами. В этом случае игрок должен записать возникшую позицию, а его соперник обязан удостоверить ее.

11.2. Соперник не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами. В этом случае игрок должен записать конечную позицию и приложить свой бланк, в котором должна быть приведена полная запись партии вплоть до прекращения игры. Соперник должен удостоверить как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого окончательно.


Статья 12. Очки.

12.1. Если заранее не объявлено иначе, то игрок, выигравший партию или кому была присуждена победа без игры, получает одно очко (1), игрок, проигравший партию или кому было присуждено поражение, не получает очков (0), а игрок, завершивший свою партию вничью, получает пол-очка (1/2).

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта