ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

 

     
                          
ПАМЯТКА
по действиям работников охраны при ЧС и угрозе их возникновении (объект школа)


В случае ЧС сотрудник охраны обязан:
незамедлительно поставить в известность руководителя образовательного учреждения и сообщить о случившемся в территориальные подразделения ФСБ и МВД России по телефонам:_______________


при вынужденной эвакуации из здания обеспечить организованный выход детей и персонала школы через основные и запасные выходы согласно Плану эвакуации;


принять меры по организации охраны имущества школы;


о факте эвакуации незамедлительно сообщить оперативному дежурному частного охранного предприятия (далее действовать по указанию старшего оперативного начальника).

При поступлении угрозы по телефону сотрудник охраны обязан:

постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. По ходу разговора постараться определить пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий, (тихий), низкий (высокий);

- темп речи: быстрый, медленный, неравномерный (с паузами);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с характерным акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, напористая, неуверенная, вкрадчивая, с издевкой;

- характер лексики: с речевыми штампами и с часто повторяющимися словами-паразитами, в том числе сленговыми и нецензурными;

обязательно отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле-или радиоаппаратуры, голоса и др.);

отметить характер звонка (городской или междугородний);

зафиксировать точное время начала и конца разговора;

постараться в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?;

- какие конкретные требования он (она) выдвигает?;

- выдвигает требование он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?;

- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?;

- кому он должен или может сообщить об этом звонке?;

постараться добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решения или совершения каких-либо действий;

если возможно, еще в процессе разговора сообщить о нем руководителю образовательного учреждения, если нет – немедленно по окончанию разговора;

максимально ограничить число людей, владеющих полученной информацией;

доложить о случившемся руководителю образовательного учреждения, оперативному дежурному и в правоохранительные органы по телефонам:___________

В большинстве случаев взрывное устройство (ВУ) или подозрительный предмет обнаруживают либо работники школы, учащиеся или их родители, которые информируют о находке ближайшего к ним охранника или звонят на пост дежурному, либо сами работники охраны при обходе здания и территории, проведении контрольных рейдов и т.п.

1. При обнаружении ВУ работником охраны он обязан незамедлительно:

сообщить о находке руководителю образовательного учреждения, старшему смены, в милицию и дежурному ЧОП;

вызвать оперативную группу, группу усиления постов (или другие силы, имеющиеся в ЧОП);

при возможности, отойти от места обнаружения ВУ на безопасное расстояние (см. таблицу), не допускать к ВУ посторонних лиц.

При этом работник охраны обязан сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения взрывоопасного предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте его обнаружения, характер помещения, либо близость других зданий и сооружений, дать предварительную оценку возможных последствий в случае взрыва.

2. При получении информации об обнаружении взрывоопасных или подозрительных предметов старший смены и (или) оперативный дежурный ЧОП обязан:

зарегистрировать точное время получения сообщения и его содержание;

выяснить сведения о заявителе, об обстоятельствах, при которых был обнаружен взрывоопасный или подозрительный предмет (время, место, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте обнаружения, близость других помещений либо объектов, возможные последствия в случае взрыва);

предупредить заявителя о грозящей опасности, о недопустимости каких-либо действий в отношении подозрительного предмета, просить его предупредить о происшедшем находящихся поблизости других людей и призвать их покинуть опасную зону.

3. После получения сигнала об обнаружении ВУ старший смены обязан:

немедленно доложить о случившемся в дежурную часть ГУ ГО и ЧС, МВД,  ФСБ, и другие компетентные службы;

оповестить администрацию школы;

запросить на место обнаружения ВУ имеющиеся в наличии дежурные силы ЧОП.

4. На месте обнаружения ВУ работники охраны (обнаружившие, либо прибывшие по команде дежурного) обязаны:

принять меры к ограждению ВУ или подозрительного предмета (с использованием подручных средств либо сигнальной ленты);

обеспечить оцепление опасной зоны;

не допускать в опасную зону людей и транспорт;

открыть все запасные выходы и способствовать эвакуации работников и учащихся.

Иногда целесообразным является принятие и некоторых дополнительных мер, в частности:

открыть окна для рассредоточения возможной взрывной волны;

обесточить внешний источник электропитания и отключить газоснабжение;

от места возможной закладки убрать предметы, которые при взрыве могут создать дополнительный поражающий эффект за счет разлетающихся осколков и т.п.

5. В целях обеспечения безопасности людей эвакуация осуществляется  не только из помещения, где обнаружено ВУ, но и из всего здания.

Работников и учащихся необходимо эвакуировать из здания на расстояние не менее 200 метров. Если в качестве, предполагаемого взрывного устройства выступают крупногабаритные предметы, то зона эвакуации должна быть увеличена до:

230 метров для портфеля (дипломата);

350 метров для чемодана (хозяйственной сумки);

450 метров для автомобиля типа «Жигули»;

580 метров для автомобиля типа «Волга»;

920 метров для микроавтобуса;

1240 метров для грузовой машины (фургона).

6. Находящиеся в районе обнаружения ВУ работники охраны обязаны соблюдать следующие правила:

не предпринимать в отношении ВУ либо подозрительного предмета никаких самостоятельных действий – это может привести к взрыву, жертвам и разрушениям;

во всех случаях давать указания не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

не использовать радиостанции ближней связи, так как источник радиосигнала может спровоцировать подрыв взрывного устройства;

помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.;

если ВУ по какой-то причине оказалось  в руках работника службы охраны, необходимо крайне осторожно поставить его в такое место (в пределах помещения), где при взрыве оно принесет наименьшие разрушения.

7. Находящийся в районе обнаружения ВУ старший группы охраны обязан:

поддерживать постоянную связь с оперативным дежурным отделения милиции, другими компетентными лицами, и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке;

обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы, и фиксацию их установочных данных (при необходимости целесообразно эвакуировать свидетелей в безопасное место и обеспечить их охрану);

активно собирать сведения и свидетельскую базу по ЧС;

по прибытию на место сотрудников милиции и других оперативных служб доложить им о проделанной работе и действовать в соответствии с указаниями ответственного руководителя.

Применение частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия: правовые аспекты                                 
               
На протяжении последних лет в Российской Федерации происходит активное развитие рынка услуг по обеспечению безопасности. Частная охрана, как правило, носит вневедомственный характер и своим возникновением обязана отступлению от принципа Римского частного права: «кто владеет имуществом, тот его и охраняет».

Этот принцип широко применялся в Советском Союзе до пятидесятых годов прошлого века и обусловил появление штатных сторожей на каждом предприятии, которые были плохо вооружены и не способны оказать достаточного сопротивления злоумышленникам.

Использование труда сторожей, кроме того, было совершенно неэффективно с точки зрения возмещения материальных потерь, причиненных, допустим, кражей, ставшей возможной по причине недостаточного уровня безопасности. Ведь штатного сторожа можно было привлечь лишь к ограниченной материальной ответственности за необеспечение сохранности вверенных ценностей, которая, согласно нормам действовавшего и действующего сегодня трудового законодательства, в стоимостном выражении не превышала одного месячного оклада сторожа.

Переход к рыночной экономике, следствием которого явилась передача отдельных функций государственных органов частным структурам, вызвал к жизни частную охрану, правовые основы деятельности которой были закреплены в принятом в начале 90-х годов Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Этот закон наделил частные охранные предприятия полномочиями по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке, проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий (ст. 3 закона).

Данные полномочия частных охранных предприятий реализуются в виде оказания ими на возмездной и договорной основе услуг физическим и юридическим лицам.

Оказание таких услуг третьим лицам, безусловно, требует специальной экипировки сотрудников частных охранных предприятий, в т.ч. наличия в их распоряжении различных средств физического воздействия на нарушителей, а именно специальных средств и огнестрельного оружия.

Закон предоставляет част­ным охранникам право использования таковых и, естественно, устанавливает достаточно узкие рамки такого использования.

Предоставленная законом возможность использования частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия обусловила необходимость правового регулирования вопросов их правомерного применения, что представляется крайне важным с точки зрения обеспечения права каждого на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.д., а также правопорядка в целом.

Вопросы правомерного применения частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия, как показывает практика деятельности множества частных охранных предприятий, не так однозначно и четко урегулированы законодательством, которое, ко всему прочему довольно устарело и не отвечает современным требованиям. Как следствие возникают различные варианты его толкования, что совершенно недопустимо в отношении вопросов применения средств физического воздействия на человека.

Указанное обстоятельство вызывает массу вопросов относительно правомерности тех или иных действий частных охранников, сопряженных с применением специальных средств и огнестрельного оружия в различных ситуациях, возникающих при несении службы. Постараемся внести определенную ясность в такого рода вопросы и дать оценку нормам законодательства, регулирующим применение част­ными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия.

Первым вопросом, решение которого представляется крайне важным для достижения поставленной цели, является вопрос определения круга нормативно-правовых актов, которые призваны регулировать обозначенные отношения и имеют особое, приоритетное значение по сравнению с иными актами, регулирующими аналогичные или сходные отношения.

По опыту деятельности частных охранных структур можно проследить, что их сотрудники зачастую распространяют на свою деятельность требования и полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность специальных государственных служб и правоохранительных органов. Такое мнение не только является показателем некомпетентности, но и способно повлечь негативные последствия как для рядовых граждан, так и для самих частных охранников и охранных предприятий в целом. Последствия могут выразиться прежде всего в нарушении различных прав и свобод граждан, что недопустимо, особенно в части применения различных санкций к самим охранникам и охранным предприятиям.

Ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установила, что требования нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, полномочия, предоставленные этими актами сотрудникам таких органов, не распространяются на лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.

Данная статья запрещает также частным охранным структурам осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия.

В этой связи недопустимым является применение частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, предусмотренных законодательством о милиции и иных правоохранительных структурах.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержит нормы, определяющие порядок и условия правомерного применения частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия. В отношении отдельных вопросов правомерного применения названных средств физического воздействия его нормы конкретизируются различными подзаконными актами, например Правительства Российской Федерации, отдельных министерств (прежде всего Министерства внутренних дел) и иных органов государственной власти. При этом нормы, закрепленные в названном законе, имеют для частных охранников наивысшую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами.

При решении вопроса о правомерности применения оружия важно также установить соотношение юридической силы норм Федерального закона «Об оружии» и Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Закон «Об оружии» содержит норму, определяющую порядок и условия применения гражданами Российской Федерации огнестрельного оружия. Ст. 24 этого закона устанавливает, что граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Возникает вопрос о степени применения нормы ст. 24 Закона «Об оружии» к действиям частных охранников, сопряженным с применением огнестрельного оружия. С одной стороны, ст. 24 содержит обще обязывающую норму, требования которой распространяются, как следует из текста, на всех граждан Российской Федерации, а в более верном расширительном толковании — на всех физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, каковыми, безусловно, являются и частные охранники.

Руководствуясь этим принципом, многие делают вывод о том, что данная норма имеет приоритет для частных охранников по сравнению с нормами Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Но при более глубоком подходе можно заключить, что такая точка зрения является ошибочной.

Ведь ст. 24 Закона «Об оружии» определяет общие пределы применения огнестрельного оружия на территории Российской Федерации. Изъятия из сферы, пределы которой определены в ст. 24, могут быть установлены в иных законодательных актах, которые применяются к заранее оговоренному кругу лиц, — совокупности специальных субъектов, каковые в силу возложенных на них особых задач и полномочий имеют специфический правовой статус.

 Естественно, что такие законодательные акты носят специальный характер. Из теории права следует, что при наличии двух (или более) норм, регулирующих аналогичные, либо сходные общественные отношения, а также при равенстве их юридической силы применению подлежит более специальная норма.

При закреплении общей нормой более широких полномочий, чем полномочия, устанавливаемые специальной нормой, приоритет имеет именно специальная норма, а поведение субъекта может быть признано правомерным, если его действия либо бездействие, не вышли за рамки, установленные этой специальной нормой.

Нормы о применении огнестрельного оружия частными охранниками, содержащиеся в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», имеют более специальный характер, а, следовательно, и приоритет в отношении определения алгоритма правомерного поведения частных охранников.

Таким образом, охранникам необходимо четко помнить, что применять огнестрельное оружие необходимо лишь в случаях и в порядке, предусмотренном Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Все эти случаи, подробнее на которых мы остановимся позднее, соответствуют по своей сути понятию необходимой обороны и крайней необходимости, но не являются их единственными воплощениями в реальности. Отсюда следует, что состояние, допустим, необходимой обороны может возникнуть и в случае, не поименованным в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», что делает применение охранником оружия в таком случае неправомерным. Охранник в силу своего специального статуса, наличия служебного оружия и особых задач при исполнении своих обязанностей ограничен в сфере применения огнестрельного оружия специальными нормами.

Продолжая разговор о нормах Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», можно сказать, что они предусматривают два вида требований к применению специальных средств и огнестрельного оружия, которые одновременно служат и критериями оценки правомерности их применения. К этим двум видам относятся

- требования к случаям, в которых охранник правомочен применить спецсредство или оружие;

- требования к условиям применения охранником спецсредств и оружия.

Первая группа требований выражается в установлении законом ограниченного перечня ситуаций объективной реальности, при возникновении которых охранник вправе воспользоваться предметами своей специальной экипировки. Вторая группа определяет необходимый алгоритм действий охранника, как предшествующих применению спецсредств или оружия, так и совершаемых в процессе или после их применения.

Таким образом, признание правомерности применения спецсредств или оружия базируется на неизменном и обязательном соблюдении охранниками двух групп требований — наличие обстоятельств объек­тивной реальности, в которых охраннику дано право применить спецсредство или оружие, соблюдение последним установленного законом алгоритма действий.

Необходимо рассмотреть подробнее обе названные группы требований, но первоначально следует определиться с видами специальных средств и огнестрельного оружия, которые допущены к применению сотрудниками частных охранных предприятий.

Перечень видов специальных средств, применяемых частными охранниками, определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», которое принято в целях конкретизации норм Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Согласно Приложению № 2 к названному Постановлению, частные охранники вправе использовать: жилеты защитные и шлемы защитные (определенных типов), наручники, резиновые палки, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги (баллончик аэрозольного распыления газа), а также газовые пистолеты.

Данный перечень является исчерпывающим, что делает неправомерным использование в частной охранной деятельности иных специальных средств, например электрошокеров, водометов и т.д.

Перечень видов огнестрельного оружия, которое вправе использовать частные охранники, определен в Приложении № 3 к упомянутому Постановлению Правительства, согласно которому в частной охранной деятельности разрешается использовать пистолеты ПМ калибра 9 мм, ружья охотничьи гладкоствольные, а также боеприпасы к ним.

Возвращаясь к правомерному применению спецсредств и огнестрельного оружия, следует отметить, что основные требования к условиям и к случаям их применения установлены в статьях 16—18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Остановимся прежде всего на случаях, когда частным охранникам предоставляется право применения специальных средств и оружия, а затем уже рассмотрим условия их применения.

Ст. 17 упомянутого закона определяет, что охранники вправе применять специальные средства в двух случаях: 
- для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;
-  для пресечения нападения против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Касаясь первого случая применения спецсредств, следует отметить, что указанное нападение должно существовать в объективной реальности, то есть не быть мнимым, и исходя из реальной действительности быть опасным для жизни и здоровья охранника. Свидетельством такой опасности может быть, например, наличие у нападающего огнестрельного оружия, каких-либо специальных средств, предназначенных для причинения физического вреда, предметов, используемых в качестве оружия, а также явно выраженных намерений применить их. Моментом возникновения непосредственной угрозы охраннику признается момент, в который посягающее лицо начало совершать действия, направленные на такое нападение.

Закон не содержит универсального определения, описывающего критерии нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью, а также момента его начала. Это обусловлено прежде всего разнообразием потенциальных жизненных ситуаций, в условиях которых чрезмерная казуистичность (конкретизация) норм закона оставила бы массу таких ситуаций за пределами правового регулирования. В этой связи факт наличия нападения, сопряженного с угрозой жизни и здоровья частного охранника, а также момент начала такого нападения должен определятся самим охранником с учетом нормальных условий действительности и здравого смысла.

Во втором случае необходимо учитывать, что право применения спецсредств возникает у охранника лишь при оказании правонарушителем физического сопротивления, которое должно выражаться в реальных действиях, способных помешать его задержанию.

Укажем также, что формулировка первого случая применения охранниками специальных средств не отвечает реальным потребностям обеспечения безопасности. Исходя из его буквального толкования охранник не вправе применить спецсредство для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью третьего лица, - допустим, сотрудника организации, расположенной в охраняемом здании. Ведь охранник по составу своих функций может охранять не только собственность, но защищать жизнь и здоровье граждан. Зачастую организации нанимают охрану прежде всего для обеспечения безопасности их сотрудников, а закон лишает охранников права обеспечивать такую безопасность с использованием специальных средств. В этом проявляется несовершенство законодательства о частной охранной деятельности, что оставляет лишь надежду на исправления подобного рода погрешностей. Ведь охранник по составу своих функций может охранять не только собственность, но жизнь и здоровье граждан (при условии заключения с ними договора).

Ст. 17 содержит запрет на применение спецсредств в отношении отдельных категорий лиц, даже если ситуация по всем признакам соответствует указанным двум случаям. К таким лицам относятся: 

- женщины с видимыми признаками беременности;

-  лица с явными признаками инвалидности;

- несовершеннолетние, когда их возраст очевиден или заведомо известен охраннику.

Важным представляется то, что формулировки данных запретов содержат указание на очевидный, явно заметный со стороны характер состояния указанных лиц, откуда следует, что применение спецсредств в отношении, например, женщины без видимых признаков беременности, но фактически находящейся на ранних этапах этого состояния, признается правомерным, если, конечно, не будет установлено, что охраннику было заведомо известно о ее состоянии. Такая же ситуация имеет место и в отношении инвалида, инвалидность которого не имеет внешних признаков, и несовершеннолетнего, внешние данные которого позволяют сделать вполне уверенный вывод о достижении им совершеннолетия.

В отношении указанных категорий лиц охранник все же вправе применить спецсредства в случае оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового нападения, признаком которого является наличие двух или более лиц, либо нападения иным образом, угрожающего жизни и здоровью охранника или охраняемой собственности.


Случаи, в которых охранник вправе применять огнестрельное оружие, определены в ст. 18 закона, согласно которой к таковым относятся:
- случаи отражения нападения, когда жизнь охранника подвергается непосредственной опасности;
- случаи отражения группового или (и) вооруженного нападения на охраняемую собственность;
- случаи необходимости предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие либо подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Данный перечень является исчерпывающим, что влечет неправомерность применения охранниками оружия во всех иных случаях.

Законом установлены примерно те же, как и в случае со спецсредствами, запреты на применение оружия в отношении отдельных категорий лиц. Единственное отличие состоит в том, что оружие запрещено применять в отношении всех женщин, а не только с видимыми признаками беременности.

Приступая к рассмотрению второй группы требований к правомерности применения охранниками специальных средств и огнестрельного оружия, а именно к условиям такого применения, следует отметить, что основная их масса одинакова как для оружия, так и для специальных средств. Данные условия установлены ст. 16 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Согласно названной статье охранник при применении спецсредств и оружия обязан соблюдать четыре основные условия, а именно:

- предупредить лицо (лиц) о намерении их применения (за исключением случаев, когда промедление в применении может повлечь вред жизни и здоровью охранника, третьих лиц либо иные тяжкие последствия);

- стремиться к минимизации вреда, который может быть причинен посягающему в результате такого применения;

- оказать пострадавшим доврачебную медицинскую помощь, уведомить в максимально короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

- обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений немедленно уведомить прокурора.

Помимо условий, определенных в ст. 16, существует еще ряд требований, предъявляемых к действиям охранников, собирающихся применять либо уже применивших спецсредства или огнестрельное оружие.

Прежде всего речь идет о норме абз. 6 ст. 18 упомянутого закона, которая обязывает охранника при каждом случае применения огнестрельного оружия независимо от последствий такого применения, уведомить органы внутренних дел по месту применения оружия.

Особо следует отметить, что требование об уведомлении прокурора обо всех случаях смерти или причинения телес­ных повреждений, явившихся результатом применения охранником спецсредств или оружия, как условие правомерности их применения, по нашему мнению, может вызвать определенные затруднения у частных охранников. Если уведомление органов внутренних дел можно осуществить по телефону, набрав общеизвестный номер, то номера территориальных органов прокуратуры, а тем более самих прокуроров, чаще всего неизвестны лицам, не сталкивающимся с повседневным общением с этими государственными органами. В этой связи, учитывая императивный характер требования закона, руководству ЧОПов рекомендуется предоставить на посты охраны номера телефонов ее территориальных органов и т.п.

При применении специальных средств охранник должен руководствоваться не только положениями ст. 16 закона, но и принятым в соответствии с ним, уже упомянутым постановлением Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», Приложение № 4 к которому также закрепляет отдельные условия применения специальных средств.

Помимо дублирования условий, поименованных в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в указанном постановлении содержатся и иные условия применения спецсредств, а именно установлено, что резиновые палки и слезоточивый газ (в газовых пистолетах и баллончиках) могут применяться частным охранником в обоих случаях, когда применение спецсредств допускается нормой ст. 17 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в отличие от наручников, которые могут применяться лишь для пресечения охранниками преступлений против охраняемой ими собственности в случае оказания правонарушителем физического сопротивления.

Интересно, что в данном постановлении содержится норма, позволяющая охранникам применять специальные средства для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых ими граждан. Такой случай применения спецсредств в ст. 17 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не предусмотрен.

Исходя из принципа приоритета федерального закона над подзаконными актами, каковым и является данное постановление правительства, следует сделать вывод, что применение охранниками специальных средств с целью отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью охраняемых ими граждан, является неправомерным.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вообще не допускает применения спецсредств и огнестрельного оружия для этих целей, хотя и предоставляет право частным охранникам оказывать услуги по защите жизни и здоровья граждан.

Такой пробел, который, по нашему мнению, имел не случайное, а умышленное происхождение, существенно затрудняет объективно необходимое развитие частной «личной» охраны, поскольку таковая без права применения средств физического воздействия на посягающих лиц практически теряет актуальность.

Возвращаясь к условиям применения специальных средств, укажем, что рассматриваемое постановление содержит также особые условия применения их отдельных видов. Так, охранники обязаны при применении резиновых палок избегать ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам; при применении наручников — периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние фиксации замков, дабы исключить причинение телесного вреда задержанному. При применении слезоточивых газов и устройств по их распылению охранникам запрещается прицельная стрельба по правонарушителю и повторное применение этих газов в пределах зоны их поражения в течение периода их действия.

Итак, мы рассмотрели условия и случаи применения частными охранниками специальных средств и огнестрельного оружия. Следует указать, что неуклонное соблюдение требований законодательства об их применении, стремление к минимизации вреда, который может быть причинен правонарушителю, обеспечит соблюдение правопорядка, а также позволит избежать лицам, осуществляющим частную охранную деятельность, негативных последствий, прежде всего выражающихся в виде привлечения их к ответственности за неправомерное применение спецсредств и оружия и неправомерное причинение вреда гражданам.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта