ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

 

 

Узел булинь или беседочный узел
           

 

 
Узел булинь или беседочный узел



Узел булинь или беседочный узел (с англ. bowline — носовая веревка) является одним из самых древних общего применения. Так же булинь называют «Королем узлов», это звание он приобрел за свою универсальность, простоту, а так же за почти 100% отсутствие недостатков.

Голландский морской булинь
Мы изобразили на рисунке одну из разновидностей узла, а именно - голландский морской булинь, еще известен как голландский морской либо леворукий (left-handed). По словам моряков из Голландии, это узел лучше тем, но короткий конец веревки (фала) не выжмется из узла петли. Однако если почитать книгу узлов Эшли, то можно узнать что этот узел хуже, чем обычный, потому что короткий конец веревки может зацепиться за окружающие его предметы.

Происхождения названия «Булинь»
Булинь – это название пошло из английской морской терминологии. Булинь – это фал (веревка) для оттягивания парусов, нижний край парусов крепится «булинем» или «булиневым узлом». Название «Узел беседочный» произошло от русского термина который применяют моряки «беседка» - это небольшая деревянная доска на которой можно опустить человека на борт судна либо поднять на мачту.

Применение
Применяют для получения незатягивающейся петли.
Используется часто для создания петли на конце прямой верёвки.
Альпинисты и спасатели используют как спасательный узел, потому что его возможно обвязать одной рукой вокруг себя.
Для обвязывания вокруг дерева (опоры, столб, и пр.).
Для связывания двух верёвок.
Широко используется на малых судах с парусом.
Узел широко используется в театре.
Используется для страховки или поднятия людей.
Для крепления верёвки (фала) к кольцам, проушинам, и пр.

Свойства
Этот узел не затягивается под нагрузкой и не развязывается, однако, когда снять нагрузку, развязать его не составит труда. Главный минус узла – при переменной нагрузке может ползти. Именно поэтому всегда нужно вязать контрольный узел на свободном конце веревки. Так это узел может использоваться для вязки затягивающейся петли (скользящий булинь).

Как вязать булинь



 
 
 
 

 

 

ВЯЗКА УЗЛОВ    

 

По своему назначению узлы делятся на три группы.

          1. Узлы для обвязки.


          На рис. 217 приведен булинь в традиционной последовательности вязки.

          Другой способ (рис. 218) более пригоден для связывания страховочной

          системы (грудной обвязки): свободный конец пропускают через все петли

          системы (две петли обвязки) и примерно 60 см веревки укладывают простой

          петлей — 1. Петля 2 проходит через петлю 1. Конец веревки 3 протягивается

          рез петлю 2, а веревка 3 — через петлю влево. Булинь во всех случаях

          нужно сильно затянуть.

       

Рис. 217. Узел булинь для обвязки:а — контрольный узел
Рис. 218. Вязка булиня одним концом веревки. Цифры

              — последовательность операций
Рис. 219. Вязка узла проводника



       

Основное преимущество узла проводника (рис. 219)—простота завязывания. Его легко вязать и одной рукой. Недостаток узла — он сильно затягивается под нагрузкой. Рекомендуется в сплетение узла вставлять крюк, прощелкивать  карабин или другой предмет.    

 

Проводник применяется и для привязывания к середине веревки, если нет страховочной системы (обвязки), а также для связывания веревок — два  проводника на концах веревок соединяются карабином.        

 

Чтобы завязать узел восьмерку, надо после начальной стадии проводника сделать петлей дополнительно пол-оборота и ввести в узел с противоположной стороны (рис. 220). Восьмерка — прочный узел, к нему не вяжутся контрольные узелки.  

Рис. 220. Вязка узла восьмерка



        2. Узлы для связывания веревок и лент.
 

Прямой узел предназначен для связывания веревок одинакового диаметра   (рис. 221). Оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.  Поскольку узел подвержен саморазвязыванию, на обоих концах веревки обязательны
 контрольные узлы (см. рис. 217,а).

       

Рис. 221. Вязка прямого узла


       

Встречный узел широко используется для связывания двух веревок, в том числе и разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки (рис. 222).
       



             
 


           
Рис. 222. Вязка встречного узла:

             
а — для двух веревок; б — для двух лент; в —

                для ленты и веревки (репшнура)


           



       

Брамшкотовый узел, одинарный и двойной, служит для связывания веревок разного диаметра. Рисунок узла должен быть правильным, пряди параллельны. Обязателен контрольный узел (рис. 223).
       



             
 


           


             
 


           
Рис. 223. Вязка брамшкотового узла: а-одинарного;

              б-двойного (на концах, отмеченных стрелками, вязать контрольные  узлы)
Рис. 224. Вязка узла грейпвайн:


             
а-для связывания двух веревок одинакового диаметра;

              б-вязка петли-оттяжки (веревка, лента)



       

Узел грейпвайн наиболее надежен для связывания веревок одинакового  диаметра, лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок (рис. 224). Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки, этим же узлом можно регулировать длину петли.
      

 

3. Вспомогательные узлы.

          В последнее время схватывающий узел утерял функции основного для разнообразных целей страховки, поскольку в практике и целом ряде испытаний в экстремальных условиях в результате интенсивного трения все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва узла. Но во вспомогательных целях он находит применение и успешно выполняет свои функции, когда не испытывает значительного трения (при спуске резком прохождении веревки через узел на страховке 
 и т. п.), при быстром перемещении по веревке. Узел вяжется как петлей   (рис. 225,а), так и одним концом репшнура (рис. 225,6). На обледенелой веревке или при необходимости повышенной .надежности при спасательных работах  его можно вязать в три витка.


             
 


           
Рис. 225. Схватывающий узел:

              а — вязка петель; б — вязка концом репшнура

           

 


        Узел Бахмана и карабинный узел (рис. 226). Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они надежны в любом виде работ по транспортировке пострадавшего. Вяжутся как на одинарной, так и на двойной веревке.

 



             


           
Рис. 226. Вспомогательные узлы: а — Бахмана; б

              — карабинный

 


        Стремя — универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, для само страховки и на спасательных работах. Вяжется элементарно просто (рис. 227), под большой нагрузкой не затягивается, легко распускается после нагрузки.
       

 



             


           
Рис. 227. Вязка стремени:

             
а — последовательность вязки; б — закрепление

                стремени в карабине (самостраховка, остановка веревки и пр.)


           

 


        Узел УИАА — применяется для динамической страховки только на мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприменим. Главное —правильно заложить в карабин витки узла, учитывая при этом направление возможного рывка (рис. 228).
       

 



             
 


           
Рис. 228. Вязка узла УИАА: а — веревка к страхующему;

              б — веревка к ведущему в связке

 


        Узел (петля) Гарда — прекрасное средство для страховки. Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен при любом состоянии веревки (рис.229).
       

 



             
 


           
Рис. 229. Вязка узла Гарда

 


        Узел рифовый (штыковой) — при необходимости закрепления веревки в карабине  под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется, надежно держит, легко развязывается   под самой большой нагрузкой (рис. 23)
       

 



             
 


           
Рис. 230. Вязка рифового (штыкового) узла: А —   подстраховывающий карабин — вместо контрольного узла

 


        Говоря об узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет этого теряется около   40% средней прочности в узле стремя и примерно 25% в булине и восьмерке. Прочность верёвки на перегибе под острым углом (например, на карабине примерно на 30% ниже статической прочности.   

 

Веревка резко меняет прочностные качества при намокании, промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой следует обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просушивать ее и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы, одного рывка при срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения.

       

 
Рис. 231. Подготовка и сбрасывание веревки для спуска

 


       

 

Работать с веревкой нужно четко и сноровисто, для чего необходимы тренировки.  Крепление веревки на крючьях, выступах и закладных элементах должно  осуществляться четко, быстро, узлы следует вязать правильно и оперативно.     

 

Слаженность в работе с веревкой, оперативность при организации страховки  значительно экономят время при прохождении маршрута. Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связке, сразу аккуратно укладывает веревку, чтобы, не останавливая партнера, можно было сразу  выдавать ему веревку и выпускать его вперед по маршруту.      

 

При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно сбросить вниз (рис. 231), предупредив предварительно партнеров, находящихся там. При  небрежном спуске веревка может зацепиться за скалы или вообще заклинить, и тогда веревка доставит много неприятностей. У двойной веревки концы надо связать, иначе она может «убежать» через спусковой карабин.      

 

В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно свернута в бухту и стянута 3—4 витками марки (рис. 232). Переносят веревку под клапаном  рюкзака или привязанной к его боковине снаружи. На том же рисунке справа показан прием переноски веревки на спине.
       



             
 


           
Рис. 232. Маркировка веревки в бухту. Справа — специальная маркировка  для переноски веревки на спине

     

 

ДВИЖЕНИЕ СВЯЗОК         

 

Техническая подготовленность партнеров по связке, морально-волевые качества во многом определяют победу в восхождении. Недопустимо случайное, непродуманное формирование связки. Гарантия успеха связки — ее схоженность,  сработанность на тренировках.      

 

Главное условие безопасной работы связки и группы в целом — взаимная  страховка. При движении по рельефу одним из существенных элементов безопасности  является самостраховка, необходимая в любом случае, где возникло предположение
  об опасности. Самостраховка связывает альпиниста с рельефом, при рывке   должна принять на себя часть нагрузки, приходящейся на страховочную веревку.    

 

Самостраховка организуется на выступах рельефа, крючьях и не допускает никаких условностей. Соединяющим звеном «рельеф— альпинист» служит кусок  веревки, ленты, петля. Чтобы длину петли можно было легко менять, используют  петлю, связанную узлом грейпвайн, или универсальную страховочную петлю   из двойного репшнура (рис. 233). Сначала надо связать из реп шнура замкнутую  петлю, сложить ее вдвое на две неровные части и связать узлы проводника.
 Выходящий из узла длинный конец равен 125 см, короткий — до 45 см. Коротким концом, но не как петлей, вяжут вокруг длинного конца схватывающий узел, получившийся проводник прощелкивают в карабин грудной обвязки. Кончик,  оставшийся после вязки узла, подстраховывают в карабине.

       
  Рис. 233. Универсальная страховочная петля


        Для укорачивания страховочной петли надо протянуть ее через схватывающий  узел на необходимую длину и закрепить схватывающий узел. Большая петля увеличивается до 150 см, а малая практически примыкает вплотную к страховочному
 карабину или крюку. Следует обратить внимание на правильную линию само страховки по отношению к линии рывка при срыве первого в связке, к положению промежуточных точек закрепления (выступы, крючья, карабины, закладные элементы и т. п.), с помощью которых организована страховочная цепь.

Петля самостраховки не должна иметь провиса, чтобы предотвратить падение страхующего с пункта страховки. Одновременно она не должна мешать действиям страхующего. Как правило, «усы» самостраховки разносятся на две, а то и на три точки закрепления. Первая — собственно самостраховка для человека, пришедшего к пункту страховки, его личная (индивидуальная) безопасность. 
Остальные точки находятся в линии предполагаемого рывка при срыве, и  задача их — компенсация рывка и подстраховка страхующего на случай его срыва усилием рывка, приходящегося на точку страховки. Такое разнесение   точек самостраховки во многом позволит страхующему избежать последствий рывка и остаться дееспособным для помощи сорвавшемуся партнеру.



Узел «бабочка» (австрийский проводник)

Предназначен для образования петли в середине веревки. Применяется для организации связок и в системах полиспаста.
(+) Надежный узел. Мало ослабляет веревку. Под нагрузкой не затягивается.

 

 


Двойной проводник («заячьи ушки») 

Служит для образования двойной петли. Применяется для блокировки точек крепления, транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (имитация беседки) и т.п.

(+) Надежный узел, не «ползет». 

(-) Под нагрузкой сильно затягивается


 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта