ОБЖ.Сайт Сарапулова А.Е.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Главной задачей подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Специфика  содержания ОБЖ заключается:

- в интегрированности  курса  (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

- в  направленности образовательного процесса на формирование  у обучающихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения  отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- в необходимости перегруппировки содержания курса при  планировании в регионах  учетом их особенностей  в области безопасности жизнедеятельности.

За основу проектирования структуры и содержания примерной программы ФГОС второго поколения принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

      Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 11 классах.

  Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и  темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

    При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:

1.   Учебно-познавательная, включающая:

  • изучение нового учебного материала на уроках;
  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2.   Аналитическая, включающая:

  • установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
  • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3.  Практическая, цель   — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

На первой ступени обучения (1 – 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается  интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».

           На второй ступени обучения (5 – 9 классы) в 2013- 2014 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.

    На третьей ступени обучения (10 – 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных  учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение  граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

На основании выше изложенного рекомендуется:

– в районах создать совместно с военными комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе образовательных учреждений;

– учебные сборы проводить в первом полугодии, как подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница», военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти» и т.д.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

С учетом вышеизложенного,  образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных  и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

– примерная программа основного общего образования по ОБЖ;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов программ по ОБЖ для основной и средней полной школы, например:

1) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук,        С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.;

2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией      А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2010.

При составлении рабочей учебной программы преподаватель-организатор (учитель) может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.

Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя,  что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от  7 сентября 2010 г. № 1507-р   «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»).

Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности;

5)  содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В основной школе  (5 – 9 классы)  удобно работать по авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2012-2013 г.г. Данная рабочая программа может быть скорректирована с учётом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Для лицеев и гимназий в основной и полной средней школе учебный предмет ОБЖ может изучаться интегрировано с предметами физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и другими предметами, соприкасающимися с тематикой программы ОБЖ с обязательным проведением учебных сборов по окончанию 10 класса, в объеме 35 часов.

На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа. Рекомендуется пользоваться программой под редакцией А.Т. Смирнова для 10 – 11 классов, профильный уровень («Дрофа, 2009).

            В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения:

- линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова;

- линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова.

Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания курса ОБЖ основного общего образования.

Линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова разработана в соответствии с требованиями программ курса ОБЖ для  общеобразовательных учреждений, одобренных Министерством образования Российской  Федерации. Линия Активно развивается, включает обширный методический материал, мультимедийные пособия.

Линия УМК под редакцией А.Т. Смирнова наиболее полно обеспечена дидактическими материалами, включает полный комплект мультимедийных учебников и компьютеризированных тестов для 5 – 11 классов, что дает основания рекомендовать к использовании именно ее. Кроме учебного материала мультимедийные средства содержат обширный справочный материал, мультимедиатеку (иллюстрации и видеоматериалы), обеспечивают создание собственных презентаций, ведение электронных классных журналов.

Для учебно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

Организация воспитательной и внеурочной работы

Внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:

1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);

2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);

3) тематические викторины, КВН;

4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);

5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности» и др.);

6) тематические экскурсии;

7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;

8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой помощи» и др.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

  1.  

Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый  уровень)

10

Дрофа

  1.  

Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый  уровень)

11

Дрофа

  1.  

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Смирнов А.Т., Мишин Б.И.,

Ижевский П.В. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

  1.  

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

Просвещение

  1.  

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

  1.  

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

  1.  

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

  1.  

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

  1.  

Топоров И.К.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10-11

Просвещение

  1.  

Фролов М.П., Литвинов Е.Н.,

Смирнов А.Т. и др. /Под ред.

Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

АСТ, Астрель

  1.  

Фролов М.П., Литвинов Е.Н.,

Смирнов А.Т. и др. /Под ред.

Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

АСТ, Астрель

 

Мультимедийные пособия по курсу ОБЖ

Игровые программы:

  • Компьютерная обучающая  программа  «Безопасность на улицах и дорогах».
  • Компьютерная обучающая игра «Как Иван-царевич подземного змея победил». Компьютерная обучающая игра «Действия при угрозе и возникновения пожаров».
  • Мультипликационный фильм «Спасик и его команда» Правила безопасного поведения в быту
  • Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей в городе «Спасик и его друзья» на CD
  • Мультипликационный фильм по  правилам  безопасного поведения детей на природе «Спасик и его друзья» на CD
  • Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей при пожаре «Спасик и его друзья» на CD.
  • Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности на DVD.

Учебники:

  • Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 5 классов общеобразовательных  учреждений на CD.
  • Мультимедийное учебное пособие по  курсу ОБЖ для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений на CD.
  • Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений на CD.
  • Электронное издание по курсу ОБЖ для 8-го класса. CD.
  • Электронное пособие по курсу ОБЖ для 9-го класса. CD.
  • Мультимедийное   учебное пособие  «Основы безопасности жизнедеятельности» для  10-го класса общеобразовательных учреждений: книга +CD.
  • 4.16. Электронное издание по курсу ОБЖ для 11-го класса. CD
  • 1.17. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 5-го класса. CD
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 6-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 7-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 8-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 9-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 10-го класса. CD
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 11-го класса. CD.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
ссылки

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

center center
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
погода
...
Друзья сайта