Обучение метанию ручных осколочных гранат
|
Одним из основных разделов огневой подготовки является обучение военнослужащих метанию ручных осколочных гранат из разных положений по различным целям. Ведение боевых действий на начальных этапах первой и второй Чеченских кампаний выявило ряд существенных недостатков в подготовке военнослужащих ВС РФ по данному вопросу.
В обучении метанию ручных гранат можно выделить три последовательных наиболее важных этапа, к которым относятся:
изучение материальной части гранаты и ее боевых свойств
изучение требований безопасности и правил обращения с гранатой;
изучение правил и освоение приемов метания гранат из разных положений и по различным целям.
Первоначальные сведения о материальной части гранаты и ее боевых свойствах военнослужащие должны получить на занятии по тактической подготовке в составе части по ознакомлению с образцами вооружения и военной техникой, состоящими на вооружении воинской части. На этом занятии обучаемые знакомятся, в том числе, с макетами ручных осколочных гранат, с приемами и правилами их метания на дальность и меткость из различных положений и, наконец, с их боевыми свойствами: масса гранаты и боевого заряда, дальность броска, радиус убойного действия осколков. В ходе этого занятия руководитель показывает образцы ручных гранат и сообщает их название, назначение, боевые свойства и порядок применения.
При изучении военнослужащими требований безопасности и правил обращения с гранатами руководителю занятия необходимо уделить наибольшее внимание обучению подчиненных заряжанию и разряжанию ручных гранат.
Руководитель в начале занятия, используя макет гранаты в разрезе, проверяет знание обучаемыми общего устройства гранаты. Затем он объясняет, что заряжание боевых гранат производится под наблюдением командира непосредственно перед метанием по команде «Подготовить гранаты». По этой команде обучаемый заряжает гранату, то есть ввинчивает запал в гранату.
Показывая прием заряжания гранаты, руководитель занятия попутно объясняет, что перед заряжанием гранаты необходимо осмотреть гранату и запал. Если запал свободно не ввинчивается, то никаких усилий применять не следует, так как это может привести к несчастному случаю. Неполностью ввинченный запал необходимо вывинтить из гранаты, протереть его трубку и снова попытаться ввинтить в гранату. Если и после этого запал свободно не ввинчивается, то необходимо доложить руководителю занятия и по его команде присоединить к гранате другой запал. Далее руководитель занятия поясняет и показывает, что заряженная граната укладывается при метании стоя с места и на ходу — в гранатную сумку, при метании из окопа или другого укрытия — в нишу, на берму и т.д.
|
После этого необходимо выдать каждому обучаемому учебную гранату и учебный запал. Заряжание гранаты должно начинаться с осмотра гранаты и запала. При этом обращается внимание на то, нет ли на корпусе гранаты и на запале глубоких вмятин и трещин, чиста ли трубка гранаты, не разведены ли концы предохранительной чеки. Неисправные гранаты метать нельзя.
Закончив осмотр гранаты, обучаемые поочередно докладывают руководителю занятия о результатах осмотра. Обучение заряжанию гранаты следует проводить по элементам (по разделениям), например:
- по счету «делай — раз» — взять гранату в левую руку трубкой для запала кверху, а правой рукой вывинтить пробку (снять колпачок);
по счету «делай — два» — правой рукой взять запал за трубку ударного механизма и осторожно ввинтить запал в трубку гранаты до отказа. После счета «делай — два» руководитель занятия проверяет правильность заряжания гранаты каждым обучаемым и исправляет их ошибки
по счету «делай — три» — уложить гранату в гранатную сумку
Убедившись в том, что все обучаемые правильно зарядили и уложили гранаты в гранатные сумки, руководитель занятия также по элементам обучает разряжанию гранаты. Проделав несколько раз заряжание и разряжание гранаты по элементам, обучаемые выполняют приемы в целом. Руководитель занятия при этом контролирует действия обучаемых и сразу же исправляет допущенные ими ошибки. На первом занятии руководитель занятия может приказать обучаемым поочередно выполнить заряжание (разряжание) гранаты, сопровождая свои действия кратким пояснением.
Обучение приемам и правилам метания гранат должно начинаться с образцового показа руководителем занятия порядка выполнения приема в целом, затем показа, объяснения и разучивания этого приема в медленном темпе по элементам. При этом необходимо соблюдать следующую последовательность. Сначала научить метать гранаты на дальность и меткость из наиболее удобного положения — стоя с места. После этого отработать приемы метания гранат на дальность из положения с колена, лежа, на ходу, из-за различных укрытий (из окопа, из-за угла здания и т.д.) и с боевой машины. Приему метания ручных гранат на ходу должно уделяться наибольшее внимание, так как этот прием наиболее сложный и часто применяется в бою.
После усвоения обучаемыми отдельных элементов производится объединение элементов в группы, а затем выполнение приема в целом, сначала медленно, а затем в ограниченное время.
Для обучения метанию ручных гранат из положения стоя с места необходимо заранее подготовить участок местности или учебное место. При этом необходимо флажками (колышками) обозначить полосу шириной 10 м, по середине которой на удалении 20 и 40 м от места для метания гранат установить мишени № 8. Колышки, обозначающие полосу, целесообразно выставлять: белые — через каждые 5 м, красные — через каждые 10 м. Вокруг мишени, выставленной в 20 м, проводятся три круга диаметром 1, 2 и 3 м. В трех метрах от исходного положения на двух стойках на высоте 3 м натянуть веревку.
Прибыв с обучаемыми на данное учебное место и проверив знание ими правил обращения с ручными осколочными гранатами, руководитель занятия становится в 5 – 6 м впереди обучаемых, чтобы они видели его сбоку, и образцово показывает прием метания гранаты из положения стоя с места на дальность (желательно не ближе 40 м) и меткость (желательно, чтобы граната упала не далее 2—3 м от цели).
После этого руководитель занятия, повторяя показ, должен пояснить, что разучивание приема метания гранаты из положения стоя с места будет проводиться по разделениям в следующем порядке
по счету «делай — раз» — встать лицом к цели, взять оружие (автомат, пулемет и т.д.) в левую руку за ствольную накладку, достать гранату из сумки правой рукой, прочно прижимая пальцами спусковой рычаг запала к корпусу гранаты
по счету «делай — два» — пальцами левой руки выпрямить (свести вместе) концы предохранительной чеки и, взявшись за кольцо указательным или средним пальцем, резко выдернуть чеку;
по счету «делай — три» — сделать правой ногой широкий шаг назад (или левой — вперед), сгибая ее в колене и одновременно поворачивая корпус вправо
по счету «делай — четыре» — правой рукой произвести замах по дуге назад и вниз
по счету «делай — пять» — энергично выпрямляя правую ногу и поворачиваясь правым плечом к цели, перенести тяжесть тела с правой ноги на левую и бросить гранату в направлении цели, а руку с оружием энергично подать назад.
После этого руководителю занятия необходимо разомкнуть обучаемых на б—8 шагов и дать им возможность самостоятельно опробовать выполнение показанного приема метания гранаты. Как только гранаты будут подготовлены к следующему броску, следует приступить к разучиванию приема по элементам, добиваясь правильного их выполнения. При этом надо обратить внимание обучаемых на то, чтобы они по счету «делай — раз» крепко прижимали пальцами спусковой рычаг к корпусу гранаты, а по счету «делай — пять» вкладывали в бросок гранаты силу мышц не только руки, но и всего тела и в момент выпуска гранаты из руки, который должен совпадать с постановкой правой ноги на землю и переносом тяжести на нее, производили резкий рывок кистью. Бросок гранаты должен производиться под углом, близким к 45°, что обеспечивает наибольшую дальность полета гранаты. Для выработки навыков в метании гранат под углом 45° руководитель занятия располагает обучаемых в трех метрах от стоек с натянутой между ними веревкой и требует, чтобы обучаемые метали гранаты через веревку.
|
В дальнейшем, объединяя элементы между собой, руководитель занятия добивается слитного выполнения приема метания гранаты из положения стоя с места. После этого можно перейти к поочередному метанию гранат. Это не только обеспечивает возможность руководителю занятия контролировать действия каждого обучаемого и наблюдать за местом падения гранаты, но и позволяет остальным обучаемым следить за правильностью выполнения приема метания гранаты. Обучаемые при этом метают гранату по цели (мишень № 8) уже на определенную дальность и меткость. Попадание гранатой в мишень или круг радиусом 1 м оценивается «отлично», в круг радиусом 2 м — «хорошо» и в круг радиусом 3 м — «удовлетворительно».
На последующих занятиях обучение метанию гранат из положения стоя с места на дальность и меткость продолжается по цели, последовательно выставляемой на расстояниях 25, 30, 35, 40 и 45 м. Если тот или иной обучаемый не достигает положительных результатов в метании гранаты на увеличенную дальность, руководитель занятия предоставляет ему возможность прочнее закрепить навыки в метании гранаты на меньшую дальность. Если не хватает силы, чтобы бросить гранату до цели, то необходимо бросок совершить с небольшого разбега. Отработка приема метания гранаты из положения стоя заканчивается выполнением упражнения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Сухопутных войск — 2007.
Обучение метанию ручных гранат из положения с колена, лежа, на ходу, из-за укрытия, а также ночью по различным целям проводится в последовательности, изложенной ранее. Эти приемы становятся наиболее актуальными при ведении боя в городе (населенном пункте) и, как показал опыт ведения боевых действий в Чеченской Республике, являются слабым местом в боевой подготовке войск, на что командирам всех степеней следует обратить самое пристальное внимание.
Прием метания гранаты из положения с колена целесообразно разделять на такие элеме
по счету «делай — раз» — принять положение для стрельбы из автомата (пулемета, гранатомета) с колена, взять оружие в левую руку; правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
по счету «делай — три» — приподняться и одновременно с этим произвести замах рукой с гранатой, отклоняя корпус назад, поворачивая его вправо и сгибая ногу в колене (проделать это так, как и при метании гранаты из положения стоя);- по счету «делай — четыре» — энергично выпрямляя правую ногу, резко повернуться влево и, наклоняясь вперед, метнуть гранату;
- по счету «делай — пять» — принять положение для стрельбы с колена
После того как обучаемые овладеют приемом метания гранат из положения с колена на открытой местности, следует перейти к обучению метанию гранат из окопа, канавы, воронки, из-за большого камня, вначале в медленном, а затем в быстром темпе
|
Прием метания ручных гранат из положения лежа разучивается по следующим элементам:
по счету «делай — раз» — принять положение для стрельбы лежа, положить оружие справа впереди и правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
по счету «делай — три» — опереться руками о землю под грудью, оттолкнуться от земли, отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и на ступню правой ноги, одновременно сделать замах рукой с гранатой, отклоняя корпус назад и поворачивая его вправо;
по счету «делай — четыре» — поворачиваясь грудью к цели и падая вперед, метнуть гранату;
по счету «делай — пять» — прижаться грудью и лицом к земле, чтобы избежать поражения осколками; после разрыва гранаты (через 3 — 4 сек) взять оружие и изготовиться к стрельбе.- Прием метания ручных гранат на ходу разучивается сначала на ходу с короткой остановки, затем на ходу без остановки.
Для проведения занятий подготавливается участок местности, на котором отрывается окоп шириной 1 м и длиной 5 м; на удалении 25, 30, 35, 40 м от окопа обозначаются рубежи, с которых производится метание гранат; на удалении 50 — 60 м обозначается исходное положение.
Разучивание приема метания ручных гранат на ходу с короткой остановки целесообразно проводить по таким элеме
по счету «делай — раз» — продолжая движение, взять оружие в левую руку, правой рукой достать гранату из гранатной сумки;- по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
по счету «делай — три» (подается под левую ногу) — сделать короткую остановку на шаге правой ноги, одновременно сделать замах рукой с гранатой, поворот корпуса вправо и сгибание правой ноги в колене;
по счету «делай — четыре» — сделать шаг левой ногой, резко выпрямляя правую ногу и энергично поворачиваясь грудью к цели, метнуть гранату;
по счету «делай — пять» — продолжить движение. Разучивание приема метания гранаты на ходу без остановки производится по тем же элементам, что и с короткой остановки.
При этом действия по счету «делай — три» и «делай — четыре» объединяются в один элемент. Остановка на шаге правой ногой не делается. По счету «делай — три», используя скорость движения и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и руки, с ходу метнуть гранату.
Обучение метанию ручных гранат на ходу вначале проводится при медленном движении обучаемых, затем скорость движения постепенно увеличивается.
Для обучения метанию ручных гранат из-за укрытий подготавливаются соответствующие укрытия и на различных расстояниях от них устанавливаются цели.
При обучении прием метания гранат из траншеи (окопа) можно разделить на такие элементы
по счету «делай — раз» — положить оружие на бруствер и взять гранату в правую руку;
по счету «делай — два» — левой рукой выдернуть предохранительную чеку;
по счету «делай — три» — отставить назад правую ногу, перенося на нее тяжесть тела и слегка сгибая обе тоги, произвести замах рукой с гранатой;
по счету «делай — четыре» — резко выпрямляясь и перенося тяжесть тела на левую ногу, метнуть гранату в цель.
При большой глубине траншеи (окопа) необходимо в передней стенке траншеи сделать углубление и по счету «делай — три» поставить левую ногу в углубление, левой рукой взяться за берму траншеи и, оттолкнувшись правой ногой, упереться ею в заднюю стенку траншеи.
Обучение метанию ручных гранат ночью следует начинать после того, как обучаемые хорошо усвоят приемы метания гранаты днем. При этом вначале отрабатываются приемы метания по освещенным целям, затем по силуэтам целей и по неосвещенным целям.
Методика обучения и правила метания ручных гранат по освещенным целям и по силуэтам целей такие же, как и днем. При метании гранаты по целям, освещенным на короткое время, необходимо запомнить положение цели в момент очередного освещения и бросить гранату в намеченное место. Метание гранат в неосвещенные цели производится в сторону шума (звука), производимого целью.
При обучении метанию ручных гранат по вертикальным целям (окнам и дверям зданий) необходимо учитывать, что поражение цели достигается только при прямом попадании гранаты в намеченное место. При расположении цели на значительном расстоянии необходимо «прицеливаться» в верхний край цели, так как граната летит по кривой линии, постепенно снижаясь. По амбразурам оборонительных сооружений и окнам подвалов гранату выгоднее метать через сторону под малым углом к поверхности земли.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что только высокая воинская дисциплина, твердые знания материальной части гранат и неукоснительное соблюдение требований безопасности всеми категориями военнослужащих при проведении занятий по метанию ручных осколочных гранат приводит к высоким результатам