ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
МБОУ Побединской средней общеобразовательной школы
(2012-2015 гг.)
Принято на педагогическом совете протокол № 2 от 20.09.2012
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Основания для разработки программы и период ее реализации
• Федеральный Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ.
• Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
Период реализации программы — 2012-2015 учебные годы.
Данная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Пояснительная записка
Самое ценное в человека жизни — здоровье, бороться за которое становится не только актуально, но и экономически необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом.
Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
Среди проблем, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, выделяются:
• ухудшение социального положения семей в микросоциуме (микрорайоне);
• необеспеченность детей полноценным питанием;
• достаточно высокий процент неблагополучных семей, уделяющих недостаточное внимание проблемам воспитания и развития своих детей;
• недостаточный уровень общей культуры в микросоциуме (микрорайоне) школы.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно дает здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов образовательного учреждения.
Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей.
Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна объединить усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Цели программы
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
2.Формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью и потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи программы «Здоровье»
В работе с учащимися
1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
• обучать жизненно важным умениям и навыкам;
• развивать двигательные качества;
• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;
• формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:
• школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
• школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
• школьников специальной медицинской группы;
• школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом
1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
• эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп;
• приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени — четверть, полугодие, год;
• охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
• педагогической активности учителя (участию в заседаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
• организации туристической работы с учащимися, совместно с детскими организациями, клубами, секциями района.
Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.
2. Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а также врачей.
3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
• совместные соревнования учителей и учеников (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы, на страницах школьного журнала для старшеклассников;
• занятия спортивных секций по видам спорта для учителей;
• участие учителей в спортивных мероприятиях работников образования района по различным видам спорта.
4. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.
В работе с родителями
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
• демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
• выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;
• проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в гимназии;
• организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров...», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;
• проведения консультирования (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
• установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы, учителями физкультуры и родителями учеников;
• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
• ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
• разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
• активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»
В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
• урок физической культуры;
• мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);
• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• спортивные праздники;
• соревнования по различным видам спорта;
• туристические походы, экскурсии;
• «Дни здоровья»;
• спортивные викторины;
• устные журналы спортивной направленности;
• теоретические занятия, беседы, семинары;
• теоретический зачет в 9-х, 11-х классах,
• смотр-конкурс физической подготовки учащихся района;
• занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• тестирование уровня физического развития учащихся;
• наглядная агитация (стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»
С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:
• распределение учащихся по группам здоровья;
• помощь фельдшера в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
• беседы фельдшера ФАП с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
• профилактические прививки учащихся и учителей;
• заполнение паспортов здоровья классов;